Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака и милость, которую делают евреи, порождают добрых ангелов, которые защищают наш народ на небесах.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

Вы – уважаемый раввин

11 октября 2011, 06:33

Отложить Отложено

Читать рассказы про других людей несложно, это все умеют. А вот учиться на таких рассказах – умение не для каждого. Но ведь на этом принципе стоит весь еврейский мусар, великая этическая программа Торы. Значит, надо научиться читать с пользой все, что сообщается нам про наших великих учителей-талмудистов и праведников.

Как это? Да очень просто. Читаем и представляем себя в роли праведников. Совершаем (мысленно) их поступки, примеряем к себе их слова, пытаемся докопаться до мотиваций и того принципа, которым они при этом руководствуются.

Вот, к примеру. Вы – уважаемый раввин. Каждый вечер отрываетесь от Торы и совершаете моцион по своему району. Так вам постановил лечащий врач. И вы бы не оставляли учебу даже на минуту, когда б сами не требовали от своих учеников, чтобы в случае опасности для здоровья они строго выполняли все предписания медицины.

Понятно, что во время прогулки вы зря времени не теряете – идете и повторяете про себя тот или иной отрывок Талмуда с комментариями, благо все тексты давно вами заучены наизусть, они стоят перед глазами – и теперь остается только подумать над новой проблемой, найти решение, согласовать его с другими мнениями, прийти к практическому результату. Так, погруженный в размышление, вы и идете по улице, изредка кивая узнавшим васпрохожим, но ни на секунду не отрываясь от внутренней напряженной работы.

Представили себе? Серьезно говоря, не очень сложное задание. Тем более, никто вам по пути не мешает. Все знают, вот, идет наш ребе, о чем-то бормочет себе под нос, иногда останавливается, минуту-две размышляет, подняв лицо к небу, потом вздыхает и, досадливо махнув рукой – видать, неправильный был вывод, – идет дальше.

И тут, внимание, важный момент! Все проходят мимо вас – а один не прошел. Более того, он, глядя на вас, проходящего мимо его дома уже несколько дней подряд, выходит к вам на улицу, встает на пути и обращается к вам с прямой речью.

Простим его, он не знает, что вы важный раввин, не знает, что вы в это время дискутируете с самим Рамбамом. Он вообще ничего не знает, кроме того, что нужно здесь и сейчас срочно сделать вам замечание, наставить на путь праведный, оторвать вас от нарушения Торы, короче говоря – спасти.

"Тебе не стыдно? – говорит он вам. – Ты что, совсем не умеешь учиться? Так и ходишь праздно по улицам? А ведь вид как у настоящего раввина, ай-ай-ай".

Вы немножко опешили. Вы не ожидали атаки тут, на еврейской улице, где живут одни, извините за выражение, ортодоксы.

А он продолжает вам наставлять:

"Ну, хотя бы Теилим ты знаешь? Уж если идешь без дела, то хотя бы произноси про себя Теилим, не теряй время зря".

А теперь рассказывайте про свою реакцию на этот выпад.

Именно для того я этот пост и затеял. Отрываю у своей семьи время, вместо того чтобы строить сукку, поскольку праздник начинается завтра вечером, дел невпроворот, каждая минута дорога. Но я несколько минут назад сказал жене, что тут сам собой из ниоткуда организовался важный текст – т.е. мне он кажется важным – и жена разрешила мне выпасть на час из семейных предпраздничных забот.

Отвечайте, что и как вы ответите тому нравоучителю, который стоит перед вами на еврейской вечерней улице и спасает вашу душу.

Не забывайте, что вы раввин. (Обращаюсь даже к читательницам, ибо нормативы этики не отданы на откуп мужчинам, они обязательны для всего нашего народа. Ну, разве что кроме людей с пониженными показателями некоторых параметров; так это не про нас, не правда ли?)

Честно сказать (если б я не знал правильный ответ; он будет чуть ниже), я бы ответил примерно так: "А я и учусь, прямо сейчас, прямо на ходу".

Или: "Да, спасибо, дядя, за совет".

Мог бы и порезче: "Ой, ну право". (Типа: не мешай, ступай своим ходом, папаша.)

Или даже так: "Вообще-то я раввин. А вы, любезный, кто?" – Хотя нет, последний вариант отбраковываем, как не прошедший ОТК, ведь я – по условиям задачи – серьезный, воспитанный раввин.

Ну, так как бы вы ответили?

Подсказка (ведь я знаю правильный вариант!): советую поступить так, чтобы ваша реакция на выпад доброхота стала настолько удивительной по своей правильности и поучительности, что ее запомнят, изложат на бумаге и станут приводить как пример истинного раввинского поведения.

А теперь ответ – дабы вы сравнили с выбранным для себя вариантом.

Вся история произошла с Хазон-Ишом. Он шел по улице своего района в Бней-Браке и молча учился, выполняя предписание врачей.

На него выпал из окна набросился с поучениями местный житель:

"Шляешься тут без дела. Хотя бы Теилим про себя почитал!"

Он никогда не видел Хазон-Иша, а только слышал про него, но ходить к нему за советом или там за брахой или помощью ему не довелось. Вот и прочел мораль незнакомцу прямо на улице.

И Хазон-Иш ему ничего не ответил. (Читайте дальше, ответ еще будет.) А потом прошел месяц-другой. У того человека возникли проблемы, люди посоветовали ему обратиться к руководителю поколению, благо тот живет в соседних домах и всех принимает, наш бедняга пошел на прием, вошел в комнату, увидел мудреца – и упал со страху на пол.

Принялся извиняться, лить слезы, бить себя в грудь и совершать прочие покаянные действия.

Хазон-Иш помог ему подняться, обнял за плечи и сказал, что просить прощения он совсем не должен. Наоборот, он дал ему в свое время очень хороший совет, которому он, Хазон-Иш, стал неуклонно следовать. А именно, проходя в дальнейшем мимо дома того человека, он вспоминал, что надо произнести главы из Теилим и тут же принимался произносить их про себя.

"И если у меня было трудное место в том месте, которое я учил на ходу, оно тут же разрешалось само собой. Моментально – после Теилим – я находил правильный ответ, Так что спасибо тебе за совет. Он мне помогает на прогулках и поныне".

Вот что ответил ему Хазон-Иш – и эта история вошла в историю! Если ваш вариант был таким же – значит, вы тоже очень и очень. Поздравляю.

А заодно с праздниками – Сукот и теми, что дальше.

Все читателей Толдот. И всю команду Толдот. И всех рабоним Толдот – в том числе и в первую очередь рава Г.Поллака. Кстати, если бы рав Г.Поллак учудил с вами такое задание – "как вы поступите на месте раввина?" – он бы вам обязательно установил приз – одну из своих книг – за правильный или приблизительно правильный ответ. Но их нет у меня (☺) – так что – просто с праздником!

** **

Ой, как всегда забыл. История про Хазон-Иша была приведена мной на очередном уроке в прямом эфире. Название – "Продолжаем творить добро" (с опорой на стих из раздела "Берешит").

Теперь, если вывесят в виде видео-файла – то, скорее всего (и сБп), после Сукот.

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел, Праздники