Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кража белья как демонстрация талмудической мудрости

Обокраденная воровка

Однажды две женщины пришли судиться к раби Элияу Хаиму Майзелю. Дело заключалось в следующем. Они постирали белье — каждая свое, и развешали его сушиться на двух отдельных веревках. Но пока белье сушилось, пришли воры и украли все, что висело на одной из веревок. И женщины стали спорить из-за оставшегося: одна утверждает: это мое, а твое украли, а вторая говорит наоборот.

Рав попросил их принести ему оставшееся белье. Когда они сделали это, он сказал им выйти, а потом позвал свою жену, раббанит, и попросил ее добавить к этой одежде несколько вещей из их собственного гардероба.

После этого рав пригласил зайти одну из судящихся женщин и спросил: «Вы можете определить по виду, ваше ли это белье?» Когда она ответила утвердительно, рав подал ей «дополненный» сверток и предупредил: «Проверьте внимательно, все ли там ваше». Женщина начала доставать вещи из свертка и рассматривать их по одной: «Это мое, и это мое, а вот это — не мое». Рав попросил ее подождать за дверью и пригласил вторую женщину. И ей он сказал то же самое. Но эта женщина на все, что доставала, говорила: мое. Раби Элияу Хаим упрекнул ее: «Одежда принадлежит вашей соседке, а вы говорите неправду!»

Так остроумное решение раввина помогло найти настоящую хозяйку вещей.

Чужой кошелек

К раби Элияу Хаиму Майзелю как-то пришел один простой еврей с вопросом. Он нашел на улице кошелек, а в нем — 1000 рублей. На следующий день он прочел в газете, что один знатный человек потерял кошелек с большой суммой денег. Тому, кто найдет и вернет его хозяину, было обещано сто рублей в награду. Этот еврей тут же пошел и вернул потерю. Но вместо вознаграждения получил вызов в местный суд: богач утверждал, что в кошельке было две тысячи рублей! Так что еще тысячу он теперь должен! Теперь наш еврей пришел просить у раввина совета: как выпутаться из этой переделки — ведь на справедливость польского суда рассчитывать не приходится… Рав спросил, есть ли у этого еврея адвокат, который будет его защитником на суде, и, пригласил того к себе, дал ему совет, как помочь его подзащитному.

И вот настал день суда. Истец еще раз красноречиво описал, как еврей вытащил из его кошелька половину находившихся там денег и еще имел наглость прийти за наградой! Ответчик кричал, что он нашел только тысячу и вернул ее в целости и сохранности. Взял слово адвокат ответчика.

Прежде всего он обратил внимание суда на то, что его подзащитный — честный и порядочный человек. Не будь он таким — вообще не пришел бы возвращать потерю и оставил бы все себе! После этого адвокат обратился к истцу и спросил: «Ваше превосходительство, готовы ли Вы поклясться, что в потерянном Вами кошельке было две тысячи рублей?» Тот не заставил себя долго ждать и тут же вскочил и поклялся. Тогда адвокат обратился к судьям и сказал: «Господа! Невозможно сомневаться в правдивости столь уважаемого и благородного человека, как истец. Тем более нельзя ставить под сомнение его клятву. Но и ответчика надо признать порядочным человеком — ведь он пришел возвращать потерю. Из этого можно сделать только один вывод: найденный кошелек никогда не принадлежал истцу, это чужая потеря. На основании этого я прошу истца вернуть кошелек тому, кто его нашел». Истец понял, что отступать некуда — не мог же он признаться во всеуслышание, что поклялся ложно! Похоже, судьи это тоже поняли. Пришлось возвратить кошелек еврею…

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы