Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред миру»Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 3

Рабби Нахум из Гродно (реб Нахумке), великий праведник и мудрец, которого считал своим учителем рабби Исраэль-Меир а-Коэн из Радина (Хафец Хаим), всю свою жизнь посвятил самоотверженной заботе о неимущих. Изо дня в день обходил он дома зажиточных горожан, собирая деньги для вдов и сирот. Однажды р. Нахумке постучался в дверь к одному адвокату — известному стороннику Аскалы («Просвещения»), который писал статьи в духе «нового времени» и ненавидел мудрецов Торы. Р. Нахумке смиренно попросил у него пожертвование, но в ответ услышал насмешки и ругательства: мол, кто дал тебе право быть над нами судьей, и т. п. Р. Нахумке, как и подобает праведнику, не отвечал на оскорбления ни одним словом. Разойдясь, «просвещенец» перешел на крик, и р. Нахумке был вынужден бежать с его двора с пустыми руками.

Об этом случае узнала жена адвоката, которая, в отличие от мужа, сохранила уважение к Торе и мудрецам. Она тут же побежала к праведнику и стала умолять его простить поступок ее мужа. Р. Нахумке заверил ее, что он полностью простил своего обидчика и не держит на него никакого зла.

Однако, как сказали наши мудрецы (Брахот, 18а), Святой, благословен Он, взимает дорогую плату за оскорбление праведников. Спустя несколько недель адвокат был арестован и обвинен в серьезном государственном преступлении. Вскоре состоялся суд, и его приговорили к двум годам тюремного заключения. Из-за судебного процесса он полностью разорился, и, сидя в тюрьме, сломленный и униженный, задумался о своих поступках и пришел к пониманию, что эти несчастья обрушились на него не просто так.

Тем временем жена адвоката снова пришла к р. Нахумке, уже по другой причине: после ареста мужа она с детьми остались без средств к существованию. Обливаясь слезами, она рассказала праведнику о своем бедственном положении. Р. Нахумке пообещал ей, что будет обеспечивать ее всем необходимым. Каждую неделю он давал ей нужную сумму. Но на этом р. Нахумке не остановился: он без устали обивал пороги влиятельных людей, имеющих связи с властями, пока не добился досрочного освобождения «просвещенца».

Вернувшись домой, адвокат услышал рассказ жены обо всем бескорыстном добре, которое сделал для них р. Нахумке, несмотря на нанесенные ему оскорбления. Что он чувствовал, слыша об этом, — можно только догадываться. Известно только, что с тех пор он приблизился к Торе и стал активно заниматься благотворительностью.

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.