Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Все великие мудрецы и праведники, которые столь настойчиво рекомендовали изучать мудрость трепета перед Всевышним и Мусар, относились к прежним поколениям Знания Б-га, Торы и трепета

Итак, мы восстановили цепочку передачи по традиции мнений великих мудрецов, святых праведников и знатоков Каббалы, которые настоятельно рекомендуют изучение книг о трепете перед Б-гом и Мусаре, подчеркивая, что святой долг каждого еврея — ежедневно уделять этому определенное время. Наши мудрецы требуют даже большего: изучать Мусар дважды в день, утром и вечером, а от имени Виленского Гаона, благословенной памяти, передают, что это необходимо делать по нескольку раз в день. Некоторые мудрецы и праведники в своих великих для Господа ешивах установили постоянный урок Мусара, на котором они изучают мудрость трепета вместе со своими учениками. И даже не будь всех этих указаний деяния великих и праведных мудрецов, приложивших много труда для написания книг Мусара, свидетельствуют об их мнении. Ведь они писали эти книги только для того, чтобы их глубоко изучали, и люди удостоились трепета перед благословенным Б-гом, возлюбили Его и приблизились к Нему!

Если же мы задумаемся глубже, то поймем, что все великие мудрецы и праведники, которые столь настойчиво рекомендовали изучать мудрость трепета перед Всевышним и Мусар, относились к прежним поколениям Знания Б-га, Торы и трепета. В те времена почти весь народ Израиля, от мала до велика, обладал совершенной верой. Их души были верны Господу, и все их мышление было посвящено только одному: постижению Творца. Поэтому знание Б-жественного Учения и служение в те времена находились на высочайшем уровне; мудрецы Торы и трепета перед Всевышним повсеместно почитались, восхвалялись и прославлялись в нашем народе. В те времена не завидовали ни бездельникам, ни грешникам, а стремились лишь к «трепету перед Б-гом весь день»[87]. Новых веяний, которые сегодня принято называть «духом времени», тогда не было ни видно, ни слышно, и в еврейском мире царил дух знания и трепета перед Б-гом. И все-таки даже в тех праведных поколениях мудрецы сочли изучение Мусара насущно необходимым для поддержания жизни души.

И уж тем более это верно сейчас, когда по прошествии многих лет и смены эпох «новое возникло на земле»[88]; и вот буря, гром и ураган пришли и расшатали опоры Домов Б-га и Шатров Яакова. Служение пошатнулось, основы заколебались, опорные столбы треснули, великолепие Торы сокрылось, украшения трепета низвергнуты. Праведник покинут, над избегающим зла насмехаются, трепещущие перед Б-гом скрываются в расщелинах скал, ходят согнувшись, их все меньше день ото дня, и с каждой сменой поколения их оставляют, как сбрасывают старую ненужную одежду. В положении Торы многое изменилось, уровень служения Творцу падает все ниже и ниже. Поэтому сколь велик сегодня наш долг изучать Мусар, пробуждать в себе и в других трепет перед Б-гом, чтобы никакая буря в мире не смогла его поколебать!

Великий мудрец и праведник, наш учитель рабби Йонатан Айбешиц, благословенной памяти, автор Урим Ветумим, рассказывает, что установил в своей ешиве обычай изучать с юными учениками книги Мусара. Он объясняет, что сделал это для того, чтобы из-за множества наших грехов юноши не оказались лишенными трепета перед Всевышним и не устремились за суетными соблазнами этого мира. Как это прекрасно и достойно: побудить молодых людей к изучению Мусара и с самой юности взращивать их, как побеги, в трепете перед Б-гом! И ведь этот мудрец и праведник говорил об этом сто пятьдесят лет назад, в поколении, когда соблюдение Торы и трепет были на огромной высоте. Однако уже тогда он заметил в душах молодого поколения неустойчивость и отклонение от пути, колебание в стороны, куда их повлечет дух, подобно деревьям леса, которые склоняются туда, куда подует ветер. И поэтому он дал мудрый совет: направить юношей на путь праведности с помощью изучения Мусара, дабы они не оказались лишенными трепета перед Б-гом и не потянулись за суетными соблазнами этого мира. Он желал, чтобы только Тора и заповеди всецело наполняли их души. Того же обычая придерживался великий мудрец и праведник наш учитель рабби Моше Софер, благословенной памяти: он тоже преподавал юношам Мусар в своей великой ешиве.

Теперь — что мы скажем, сравнив возвышенную духовность прошлых поколений с упадочным состоянием нашего времени? Как велик и важен долг установить время для изучения Мусара во всех ешивах, дабы укоренить в душах учеников ростки трепета перед Б-гом и возвышенные душевные качества, пока их плечи еще молоды и крепки! Только так они смогут уподобиться «плодоносному винограднику» в соблюдении Торы, трепете перед благословенным Б-гом и в обретении возвышенных свойств души.

В трактате Бава Батра мудрецы Талмуда приводят стих из книги Даниэля: «А мудрые будут сиять, как сияют Небеса; и ведущие других по праведному пути — как звезды, во веки веков»[89]. Талмуд разъясняет: «мудрые будут сиять, как сияют Небеса» — это судьи, выносящие справедливые решения, а «ведущие других по праведному пути — это обучающие детей Торе»[90]. Раши объясняет: «Обучающие детей ведут их по праведному пути, поскольку воспитывают их и направляют на стезю праведности». Таким образом Раши подчеркивает, что обучение детей Торе — это не только учеба, но и воспитание и направление их на праведный путь.

Итак, наши великие мудрецы нашли ценнейшее лекарство от всех болезней и недомоганий души, основа которого — «на горах святости»[91], в словах мудрецов и в повелении здравого смысла. И это чудодейственное средство — изучение книг трепета и Мусара — в наше время забывается и покидает сердца. Оно скрылось в туче и исчезло в тумане… Его удел подобен судьбе бедного и мудрого юноши, своей святостью спасающего «маленький город» от могущественного царя, который окружил его и пытается захватить. Об этом говорил царь Шломо в книге Коэлет: «И никто не вспомнил этого бедняка»[92]. Таков же удел ценнейшего изучения книг трепета и Мусара, несущего на своих крыльях излечение и спасение, способного спасти душу от неизбежного падения в преисподнюю. И никто не вспоминает об этом ценнейшем лекарстве, способном даровать людям вечное спасение! Ни занятые работой, ни поглощенные хлопотами, ни сидящие перед Б-гом в Шатрах Торы не думают о своей душе, не выделяют даже немного времени для ежедневного изучения книг о трепете и Мусаре, — и это несмотря на то, что обретение трепета и Мусар и есть суть Торы!

Таким образом, праведные мудрецы, составившие книги о трепете перед Небесами и Мусаре многое сделали для обретения Общиной заслуг. Они проложили путь к служению Всевышнему, передали мудрость и Мусар, дали спасительные советы, призвали к трепету перед Б-гом, провозгласили истину, обучили обретению возвышенных качеств. Однако все это завершилось почти полным крахом, ибо их святые книги пылятся в дальних углах. Никто их не разыскивает, никто не ищет в них совета, лишь немногие обращаются к Б-гу. Только некоторые из этих книг переведены на разговорный язык — идиш, а ведь и простому люду, и женщинам следовало бы их читать! Но с тех пор, как расплодились, размножились и воскишели светские книги на разговорном языке, Мусар почти потерял хождение среди народа. И поэтому велико запустение в изучении трепета перед Б-гом, оно почти исчезло с лица земли.

Если мы попытаемся исследовать причины такого состояния, узнать, «из-за чего случилось с нами это несчастье», почему ценнейшее изучение Мусара, наставляющее человека в мудрости, знании и трепете перед Б-гом, в праведности, честности и во всех возвышенных качествах души настолько оставлено и заброшено, почему «нет у него путей среди живых», то обнаружим, что, кроме препятствий, упомянутых в книге Диврей Йеошуа, мешающих человеку испытать и убедиться в благе этого ценнейшего знания, есть и другие материальные и духовные причины, ставшие каменной преградой на пути этого изучения, и именно они привели к его забвению.

Одна из причин такова: изучение Мусара — лекарство для лечения болезней души, но прежде чем его применить, человек должен осознать сердцем, что болен, и пожелать вылечить свою душу. Этим он исполнит волю Б-га и придет к возвышенному служению Ему. Но для понимания того, что душа больна, необходимо долго и тщательно анализировать ее состояние, что невозможно без глубокой мудрости Мусара.

Вторая причина: хотя это чудесное лекарство — Мусар — и включает изучение всех проявлений души, но оно основывается на размышлении о страхе перед наказанием, расчете, на котором основан мир: «Разве не ограничен срок человека на земле, и не как дни работника его дни?»[93] Как человек пришел — так и уйдет, как появился из чрева матери нагим — так и оставит этот мир, лишь будет помнить о днях тьмы, ибо многочисленны будут они. Господь вспомнит ему на суде все сокрытое, о чем предупреждали мудрецы Мишны в трактате Авот: «Сказал Акавья бен Меалалель: посмотри на три вещи, и ты никогда не придешь к греху. Откуда ты появился? — Из зловонной капли. И куда ты идешь? — В место праха и червей. И перед Кем тебе придется держать отчет? — Перед Царем всех царей, Святым, благословен Он»[94]. Однако размышление над этими вопросами, на первый взгляд, приводит к тоске и печали, а человек склонен стремиться к веселью и хорошему настроению, старается удалить тревогу из своего сердца, устранить тоску из своей плоти и жить безмятежно. Поэтому он не захочет даже приблизиться к изучению Мусара, дабы не печалить свое сердце и не огорчать душу.

Но в действительности все не так: изучение Мусара — это лекарство, которое горько только в начале, но сладко в конце. Когда люди приобретают опыт в изучении книг Мусара, они видят собственными глазами и понимают сердцем: «радость — к чему она?»[95] Бесполезно закрывать глаза, чтобы не обращать внимания и не задумываться о зле, которое настигнет в конце дней, и брести наощупь, подобно слепцу во мраке ночи, поскольку от этого нет ни убежища, ни спасения. Мудрецы Мишны сказали об этом в трактате Авот: «Против своей воли ты умрешь, и против своей воли ты будешь держать ответ перед Царем всех царей, Святым, благословен Он»[96]. Стоит только это осознать, как все изменится: человек будет удовлетворен своим уделом и возрадуется в трепете, ибо откроются его глаза и он постигнет добро и зло, сможет увидеть нарождающееся и устоять перед влиянием дурного побуждения, насколько это возможно.

Духовная причина этого проста. Злое начало — «могущественный царь, осаждающий маленький город» — тело человека с его многочисленными способностями — строит вокруг него осадные башни, чтобы захватить его и поймать в ловушку, расставленную перед всеми живыми. И лишь трепет перед Б-гом подобен «стрелам в руке воина»[97], только он дает возможность выйти на войну с захватчиком и выстоять в сражении с ним. А поскольку изучение Мусара щедро одаряет человека трепетом, дурное побуждение встает помехой на пути постижения мудрости трепета и Мусара, чтобы люди и дальше брели во тьме и ошибались, лишенные мудрости, наставления, понимания и знания того, что было в прошлом и что их ожидает в будущем, в конце жизненного пути. И тогда дурному побуждению легко поймать их в свои сети, как морских рыб, собрать в корзинку, как оставленные яйца, — и никто их не спасет и не защитит.

Особенно же важно знать следующее. Одно из ухищрений дурного побуждения состоит в том, что оно не обманывается, видя, что его десница уже подчинила себе человека и он пойман в ловушку, сбит с пути и шествует по неровной тропе среди хаоса. Даже если дурное побуждение обрело над человеком безграничную власть и уже много лет держит его в своих тисках, все же оно постоянно опасается и никогда не уверено в окончательности своей победы, поскольку у человека есть душа и ему дарована свобода выбора. Ведь он всегда может раскрыть глаза своего разума и восстать из руин, раскаяться в своих дурных поступках, отбросить даже мысли о них и спасти свою душу, — и тогда все усилия дурного побуждения окажутся тщетными. Поэтому злое начало внимательно наблюдает за ним, приставляет стражников, которые стерегут от него путь к Древу Жизни, следят за каждым его шагом, чтобы он не сбежал и не спасся, как птица из клетки.

А раз так, зачем вопрошать, откуда злое начало берет свою силу, позволяющую ему заключить в темницу дух человека, следить за ним, чтобы он не сбросил с себя бремя материальности и в нем не пробудилось желание выйти из «мутной долины к вратам надежды»[98]? Все это разъясняется в Месилат Йешарим: «В действительности — это одна из хитростей и уловок дурного побуждения: заставлять сердца людей служить самим себе постоянно, без отдыха, чтобы у них не оставалось времени задуматься о своих путях — ведь если бы они осмыслили их, то, несомненно, сразу же раскаялись бы в своих грехах… Злое начало действует подобно замыслу нечестивого фараона, который изрек: “Пусть работа отягощает людей, и они будут заниматься ею, а не внимать речениям ложным”[99]. Фараон старался помешать им хоть немного задуматься, взвалив на них бремя бесконечного рабского труда. Точно так же поступает с человеком и его дурное побуждение»[100].

Автор Месилат Йешарим, благословенной памяти, говорил только в общем, не разъяснив подробно каким образом злое начало отягощает сердца людей тяжкой работой и какова ее суть. Однако очевидно, что эта работа состоит из двух частей.

Первая — это заботы и хлопоты о делах суетного материального мира: добывание пропитания для семьи и стремление к излишествам. Человек погружается в эти хлопоты всем сердцем и всей душой, стараясь обеспечить свой дом всем необходимым, заработать и приобрести как можно больше, и его трудам нет конца. Эта страсть ничем не ограничена, у нее нет пределов! Мудрецы Талмуда сказали, что «человек никогда не оставляет этот мир, осуществив хотя бы половину своих желаний: если у него есть сто, он хочет двести; есть двести, он хочет четыреста…»

Вторая часть — это проблемы, непосредственно связанные с влиянием дурного побуждения. В трактате Йома мудрецы Талмуда рассказали, что красивый человек попытается оправдать на суде отсутствие у него стремления к Торе словами: «Я был красив, и мною овладевало дурное побуждение»[101]. Ибо ничто так не угнетает человека и не путает его мысли, как дурное побуждение, влекущее его за суетным, дабы он следовал за желанием сердца и видением глаз, шел туда, куда его направляют страсти и приниженные душевные качества, призванные погубить его душу и извратить пути.

Из-за этих двух причин — хлопот материального мира и влияния дурного побуждения — человек поражен слепотой и подвержен смятению сердца. Он чувствует себя словно выпущенным из катапульты, его голова кружится, равновесие потеряно, глаза перестают видеть, а сердце — понимать. Это и есть «отягощение работой сердец людей», о чем говорил праведный автор Месилат Йешарим.

В любом случае, влияние дурного побуждения, его ухищрения и уловки направлены на то, чтобы человек погрузился в дрему и пребывал во сне. Оно бдительно следит за тем, чтобы люди не раскрыли глаз своего разума, не отделили добро от зла и не пробудились, дабы сбросить цепи, оковывающие их души. Для этого сердце человека постоянно отягощается изнурительной работой, так что у него не остается свободного времени, чтобы задуматься и обозреть свои пути, как сказано в Месилат Йешарим. Поэтому становится ясно, что изучение Мусара подобно болезненной соринке в глазу дурного побуждения — оно разрушает все его замыслы и лишает смысла все ухищрения. Ведь в результате изучения Мусара человек постигает пути «расчета, на котором основан мир» и начинает размышлять о трепете перед Б-гом! Тем более, если он установит для себя постоянное время для ежедневного изучения книг трепета и Мусара, — тогда напрасно старается стражник, преграждая ему путь к Древу Жизни. Ведь когда в душе человека пробудится трепет перед Небесами, и он задумается о своих путях, то разорвет сети и сокрушит ограды, и перед ним откроется путь, по которому он устремится, как олень, и спасет свою жизнь — раскается в совершенном зле и вернется к благословенному Б-гу. Поэтому очевидно, что дурное побуждение делает все, чтобы воспрепятствовать изучению Мусара «великой мощью и сильной рукой»[102]. Оно не пренебрегает никакими ухищрениями, чтобы отвратить сердца людей от изучения мудрости трепета: ни ложными аргументами, ни любыми другими способами, имеющимися в его распоряжении, — только бы сокрыть от человека путь и перегородить его дорогу каменной стеной, чтобы не ступила туда его нога.

Однако ничто не может устоять перед мудростью. Благодаря своим способностям люди могут выманить и льва из чащи и посадить его в клетку, и даже самый большой крокодил попадется на их приманку. Тем более они могут повлиять на сердце из плоти и крови и вести его на привязи трепета и Мусара, дабы были благословенны все дни человека. Поэтому, если бы встали сторонники Мусара и поддержали его мудростью и советом, это Учение не пришло бы в такой упадок и наш удел не был бы столь горек. Ведь всякое доброе и полезное начинание можно укрепить только основами благого замысла, и именно так издревле поступали следующие Торе. Однако над этой возвышенной целью — изучением мудрости трепета и Мусара — довлеет безмолвие и витает безмятежность. Никто не пробуждает человека ни словом, ни делом и не поддерживает его в существовании на земле. Видение людей ограничено, никто не увещевает возле городских ворот и не возвещает истину при стечении народа, говоря: «Вот путь, идите по нему, вкушайте от плодов книг трепета и Мусара, и тогда просветлеют ваши глаза и оживут ваши души, дабы вы спаслись от Геинома и преисполнились вечной радости, славы и наслаждения!»


[87] Мишлей 23:17.

[88] См. Ирмеягу 31:21.

[89] Даниэль 12:3.

[90] Бава Батра 8б.

[91] Теилим 87:1.

[92] Коэлет 9:16.

[93] Ийов 7:1.

[94] Авот 3:1.

[95] Коэлет 2:2.

[96] Авот 4:22.

[97] Теилим 127:4.

[98] Ошеа 2:17.

[99] Шмот 5:9.

[100] Месилат Йешарим, гл. 2.

[101] Йома 35б.

[102] Шмот 32:11.

[103] Коэлет 3:1.

[104] Берешит 50:20.

[105] Теилим 27:14.

[106] Теилим 25:15.

[107] Мишлей 10:25.

[108] Берешит 1:4.

[109] Эйха 3:23.

[110] Теилим 111:10.

[111] Ийов 28:28.

[112] Шаббат 31б.

[113] Теилим 49:14.

[114] Там же.

[115] Шаббат 31б.

[116] Дварим 6:8.

[117] Теилим 34:15.

[118] Авот 3:1.

[119] Игерет Амусар.

[120] Авот 4:22.

[121] Ошеа 2:17.

[122] Теилим 2:11.

[123] Душа перебрасывается с одного края мира на другой посредством כף הקלע — пращи, являющейся одним из самых страшных видов наказания нечестивцев, которые были столь грешны на земле, что их очищение после смерти не может произойти даже в Геиноме. См. Шмуэль (I) 25:29. — Примечание редактора.

[124] Йома 69б.

[125] Мишна Тора, «Мнения», гл. 6.

[126] Теилим 34:13.

[127] Шаббат 151б.

[128] Теилим 34:13.

[129] См. Даниэль 12:3.

[130] Авот 1:14.

[131] Бава Батра 60б.

[132] Йешаягу 64:3.

[133] Игерет Амусар.

[134] Млахим (II) 18:4.

[135] Хулин 6б.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Глава начинается своего рода заглавием, определяющим дальнейшее содержание: «Вот родословная Ицхака, сына Авраама...» Первое значащее слово в этой фразе — «толдот». Оно означает: родословная, история, жизнеописание, порождение. Читать дальше

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Благословение

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.

Избранные комментарии на недельную главу Толдот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Яаков и Эсав были близнецами, но их физическое и духовное строение отличалось. Несмотря на образование, полученное дома у Ицхака и Ривки, братья были диаметрально противоположными друг другу.

Глава Толдот

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Ицхак до жертвоприношения имел «женскую душу». Поэтому в начале главы «Вайера», где ангелы сообщают Аврааму о рождении сына, сказано: «И вот, сын у Сары, жены твоей».