Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек постоянно изучает законы лашон а-ра, т.е. как не злословить, то он начинает замечать, как постепенно дурная привычка к злословию исчезает из его речи»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Все великие мудрецы и праведники, которые столь настойчиво рекомендовали изучать мудрость трепета перед Всевышним и Мусар, относились к прежним поколениям Знания Б-га, Торы и трепета

Итак, мы восстановили цепочку передачи по традиции мнений великих мудрецов, святых праведников и знатоков Каббалы, которые настоятельно рекомендуют изучение книг о трепете перед Б-гом и Мусаре, подчеркивая, что святой долг каждого еврея — ежедневно уделять этому определенное время. Наши мудрецы требуют даже большего: изучать Мусар дважды в день, утром и вечером, а от имени Виленского Гаона, благословенной памяти, передают, что это необходимо делать по нескольку раз в день. Некоторые мудрецы и праведники в своих великих для Господа ешивах установили постоянный урок Мусара, на котором они изучают мудрость трепета вместе со своими учениками. И даже не будь всех этих указаний деяния великих и праведных мудрецов, приложивших много труда для написания книг Мусара, свидетельствуют об их мнении. Ведь они писали эти книги только для того, чтобы их глубоко изучали, и люди удостоились трепета перед благословенным Б-гом, возлюбили Его и приблизились к Нему!

Если же мы задумаемся глубже, то поймем, что все великие мудрецы и праведники, которые столь настойчиво рекомендовали изучать мудрость трепета перед Всевышним и Мусар, относились к прежним поколениям Знания Б-га, Торы и трепета. В те времена почти весь народ Израиля, от мала до велика, обладал совершенной верой. Их души были верны Господу, и все их мышление было посвящено только одному: постижению Творца. Поэтому знание Б-жественного Учения и служение в те времена находились на высочайшем уровне; мудрецы Торы и трепета перед Всевышним повсеместно почитались, восхвалялись и прославлялись в нашем народе. В те времена не завидовали ни бездельникам, ни грешникам, а стремились лишь к «трепету перед Б-гом весь день»[87]. Новых веяний, которые сегодня принято называть «духом времени», тогда не было ни видно, ни слышно, и в еврейском мире царил дух знания и трепета перед Б-гом. И все-таки даже в тех праведных поколениях мудрецы сочли изучение Мусара насущно необходимым для поддержания жизни души.

И уж тем более это верно сейчас, когда по прошествии многих лет и смены эпох «новое возникло на земле»[88]; и вот буря, гром и ураган пришли и расшатали опоры Домов Б-га и Шатров Яакова. Служение пошатнулось, основы заколебались, опорные столбы треснули, великолепие Торы сокрылось, украшения трепета низвергнуты. Праведник покинут, над избегающим зла насмехаются, трепещущие перед Б-гом скрываются в расщелинах скал, ходят согнувшись, их все меньше день ото дня, и с каждой сменой поколения их оставляют, как сбрасывают старую ненужную одежду. В положении Торы многое изменилось, уровень служения Творцу падает все ниже и ниже. Поэтому сколь велик сегодня наш долг изучать Мусар, пробуждать в себе и в других трепет перед Б-гом, чтобы никакая буря в мире не смогла его поколебать!

Великий мудрец и праведник, наш учитель рабби Йонатан Айбешиц, благословенной памяти, автор Урим Ветумим, рассказывает, что установил в своей ешиве обычай изучать с юными учениками книги Мусара. Он объясняет, что сделал это для того, чтобы из-за множества наших грехов юноши не оказались лишенными трепета перед Всевышним и не устремились за суетными соблазнами этого мира. Как это прекрасно и достойно: побудить молодых людей к изучению Мусара и с самой юности взращивать их, как побеги, в трепете перед Б-гом! И ведь этот мудрец и праведник говорил об этом сто пятьдесят лет назад, в поколении, когда соблюдение Торы и трепет были на огромной высоте. Однако уже тогда он заметил в душах молодого поколения неустойчивость и отклонение от пути, колебание в стороны, куда их повлечет дух, подобно деревьям леса, которые склоняются туда, куда подует ветер. И поэтому он дал мудрый совет: направить юношей на путь праведности с помощью изучения Мусара, дабы они не оказались лишенными трепета перед Б-гом и не потянулись за суетными соблазнами этого мира. Он желал, чтобы только Тора и заповеди всецело наполняли их души. Того же обычая придерживался великий мудрец и праведник наш учитель рабби Моше Софер, благословенной памяти: он тоже преподавал юношам Мусар в своей великой ешиве.

Теперь — что мы скажем, сравнив возвышенную духовность прошлых поколений с упадочным состоянием нашего времени? Как велик и важен долг установить время для изучения Мусара во всех ешивах, дабы укоренить в душах учеников ростки трепета перед Б-гом и возвышенные душевные качества, пока их плечи еще молоды и крепки! Только так они смогут уподобиться «плодоносному винограднику» в соблюдении Торы, трепете перед благословенным Б-гом и в обретении возвышенных свойств души.

В трактате Бава Батра мудрецы Талмуда приводят стих из книги Даниэля: «А мудрые будут сиять, как сияют Небеса; и ведущие других по праведному пути — как звезды, во веки веков»[89]. Талмуд разъясняет: «мудрые будут сиять, как сияют Небеса» — это судьи, выносящие справедливые решения, а «ведущие других по праведному пути — это обучающие детей Торе»[90]. Раши объясняет: «Обучающие детей ведут их по праведному пути, поскольку воспитывают их и направляют на стезю праведности». Таким образом Раши подчеркивает, что обучение детей Торе — это не только учеба, но и воспитание и направление их на праведный путь.

Итак, наши великие мудрецы нашли ценнейшее лекарство от всех болезней и недомоганий души, основа которого — «на горах святости»[91], в словах мудрецов и в повелении здравого смысла. И это чудодейственное средство — изучение книг трепета и Мусара — в наше время забывается и покидает сердца. Оно скрылось в туче и исчезло в тумане… Его удел подобен судьбе бедного и мудрого юноши, своей святостью спасающего «маленький город» от могущественного царя, который окружил его и пытается захватить. Об этом говорил царь Шломо в книге Коэлет: «И никто не вспомнил этого бедняка»[92]. Таков же удел ценнейшего изучения книг трепета и Мусара, несущего на своих крыльях излечение и спасение, способного спасти душу от неизбежного падения в преисподнюю. И никто не вспоминает об этом ценнейшем лекарстве, способном даровать людям вечное спасение! Ни занятые работой, ни поглощенные хлопотами, ни сидящие перед Б-гом в Шатрах Торы не думают о своей душе, не выделяют даже немного времени для ежедневного изучения книг о трепете и Мусаре, — и это несмотря на то, что обретение трепета и Мусар и есть суть Торы!

Таким образом, праведные мудрецы, составившие книги о трепете перед Небесами и Мусаре многое сделали для обретения Общиной заслуг. Они проложили путь к служению Всевышнему, передали мудрость и Мусар, дали спасительные советы, призвали к трепету перед Б-гом, провозгласили истину, обучили обретению возвышенных качеств. Однако все это завершилось почти полным крахом, ибо их святые книги пылятся в дальних углах. Никто их не разыскивает, никто не ищет в них совета, лишь немногие обращаются к Б-гу. Только некоторые из этих книг переведены на разговорный язык — идиш, а ведь и простому люду, и женщинам следовало бы их читать! Но с тех пор, как расплодились, размножились и воскишели светские книги на разговорном языке, Мусар почти потерял хождение среди народа. И поэтому велико запустение в изучении трепета перед Б-гом, оно почти исчезло с лица земли.

Если мы попытаемся исследовать причины такого состояния, узнать, «из-за чего случилось с нами это несчастье», почему ценнейшее изучение Мусара, наставляющее человека в мудрости, знании и трепете перед Б-гом, в праведности, честности и во всех возвышенных качествах души настолько оставлено и заброшено, почему «нет у него путей среди живых», то обнаружим, что, кроме препятствий, упомянутых в книге Диврей Йеошуа, мешающих человеку испытать и убедиться в благе этого ценнейшего знания, есть и другие материальные и духовные причины, ставшие каменной преградой на пути этого изучения, и именно они привели к его забвению.

Одна из причин такова: изучение Мусара — лекарство для лечения болезней души, но прежде чем его применить, человек должен осознать сердцем, что болен, и пожелать вылечить свою душу. Этим он исполнит волю Б-га и придет к возвышенному служению Ему. Но для понимания того, что душа больна, необходимо долго и тщательно анализировать ее состояние, что невозможно без глубокой мудрости Мусара.

Вторая причина: хотя это чудесное лекарство — Мусар — и включает изучение всех проявлений души, но оно основывается на размышлении о страхе перед наказанием, расчете, на котором основан мир: «Разве не ограничен срок человека на земле, и не как дни работника его дни?»[93] Как человек пришел — так и уйдет, как появился из чрева матери нагим — так и оставит этот мир, лишь будет помнить о днях тьмы, ибо многочисленны будут они. Господь вспомнит ему на суде все сокрытое, о чем предупреждали мудрецы Мишны в трактате Авот: «Сказал Акавья бен Меалалель: посмотри на три вещи, и ты никогда не придешь к греху. Откуда ты появился? — Из зловонной капли. И куда ты идешь? — В место праха и червей. И перед Кем тебе придется держать отчет? — Перед Царем всех царей, Святым, благословен Он»[94]. Однако размышление над этими вопросами, на первый взгляд, приводит к тоске и печали, а человек склонен стремиться к веселью и хорошему настроению, старается удалить тревогу из своего сердца, устранить тоску из своей плоти и жить безмятежно. Поэтому он не захочет даже приблизиться к изучению Мусара, дабы не печалить свое сердце и не огорчать душу.

Но в действительности все не так: изучение Мусара — это лекарство, которое горько только в начале, но сладко в конце. Когда люди приобретают опыт в изучении книг Мусара, они видят собственными глазами и понимают сердцем: «радость — к чему она?»[95] Бесполезно закрывать глаза, чтобы не обращать внимания и не задумываться о зле, которое настигнет в конце дней, и брести наощупь, подобно слепцу во мраке ночи, поскольку от этого нет ни убежища, ни спасения. Мудрецы Мишны сказали об этом в трактате Авот: «Против своей воли ты умрешь, и против своей воли ты будешь держать ответ перед Царем всех царей, Святым, благословен Он»[96]. Стоит только это осознать, как все изменится: человек будет удовлетворен своим уделом и возрадуется в трепете, ибо откроются его глаза и он постигнет добро и зло, сможет увидеть нарождающееся и устоять перед влиянием дурного побуждения, насколько это возможно.

Духовная причина этого проста. Злое начало — «могущественный царь, осаждающий маленький город» — тело человека с его многочисленными способностями — строит вокруг него осадные башни, чтобы захватить его и поймать в ловушку, расставленную перед всеми живыми. И лишь трепет перед Б-гом подобен «стрелам в руке воина»[97], только он дает возможность выйти на войну с захватчиком и выстоять в сражении с ним. А поскольку изучение Мусара щедро одаряет человека трепетом, дурное побуждение встает помехой на пути постижения мудрости трепета и Мусара, чтобы люди и дальше брели во тьме и ошибались, лишенные мудрости, наставления, понимания и знания того, что было в прошлом и что их ожидает в будущем, в конце жизненного пути. И тогда дурному побуждению легко поймать их в свои сети, как морских рыб, собрать в корзинку, как оставленные яйца, — и никто их не спасет и не защитит.

Особенно же важно знать следующее. Одно из ухищрений дурного побуждения состоит в том, что оно не обманывается, видя, что его десница уже подчинила себе человека и он пойман в ловушку, сбит с пути и шествует по неровной тропе среди хаоса. Даже если дурное побуждение обрело над человеком безграничную власть и уже много лет держит его в своих тисках, все же оно постоянно опасается и никогда не уверено в окончательности своей победы, поскольку у человека есть душа и ему дарована свобода выбора. Ведь он всегда может раскрыть глаза своего разума и восстать из руин, раскаяться в своих дурных поступках, отбросить даже мысли о них и спасти свою душу, — и тогда все усилия дурного побуждения окажутся тщетными. Поэтому злое начало внимательно наблюдает за ним, приставляет стражников, которые стерегут от него путь к Древу Жизни, следят за каждым его шагом, чтобы он не сбежал и не спасся, как птица из клетки.

А раз так, зачем вопрошать, откуда злое начало берет свою силу, позволяющую ему заключить в темницу дух человека, следить за ним, чтобы он не сбросил с себя бремя материальности и в нем не пробудилось желание выйти из «мутной долины к вратам надежды»[98]? Все это разъясняется в Месилат Йешарим: «В действительности — это одна из хитростей и уловок дурного побуждения: заставлять сердца людей служить самим себе постоянно, без отдыха, чтобы у них не оставалось времени задуматься о своих путях — ведь если бы они осмыслили их, то, несомненно, сразу же раскаялись бы в своих грехах… Злое начало действует подобно замыслу нечестивого фараона, который изрек: “Пусть работа отягощает людей, и они будут заниматься ею, а не внимать речениям ложным”[99]. Фараон старался помешать им хоть немного задуматься, взвалив на них бремя бесконечного рабского труда. Точно так же поступает с человеком и его дурное побуждение»[100].

Автор Месилат Йешарим, благословенной памяти, говорил только в общем, не разъяснив подробно каким образом злое начало отягощает сердца людей тяжкой работой и какова ее суть. Однако очевидно, что эта работа состоит из двух частей.

Первая — это заботы и хлопоты о делах суетного материального мира: добывание пропитания для семьи и стремление к излишествам. Человек погружается в эти хлопоты всем сердцем и всей душой, стараясь обеспечить свой дом всем необходимым, заработать и приобрести как можно больше, и его трудам нет конца. Эта страсть ничем не ограничена, у нее нет пределов! Мудрецы Талмуда сказали, что «человек никогда не оставляет этот мир, осуществив хотя бы половину своих желаний: если у него есть сто, он хочет двести; есть двести, он хочет четыреста…»

Вторая часть — это проблемы, непосредственно связанные с влиянием дурного побуждения. В трактате Йома мудрецы Талмуда рассказали, что красивый человек попытается оправдать на суде отсутствие у него стремления к Торе словами: «Я был красив, и мною овладевало дурное побуждение»[101]. Ибо ничто так не угнетает человека и не путает его мысли, как дурное побуждение, влекущее его за суетным, дабы он следовал за желанием сердца и видением глаз, шел туда, куда его направляют страсти и приниженные душевные качества, призванные погубить его душу и извратить пути.

Из-за этих двух причин — хлопот материального мира и влияния дурного побуждения — человек поражен слепотой и подвержен смятению сердца. Он чувствует себя словно выпущенным из катапульты, его голова кружится, равновесие потеряно, глаза перестают видеть, а сердце — понимать. Это и есть «отягощение работой сердец людей», о чем говорил праведный автор Месилат Йешарим.

В любом случае, влияние дурного побуждения, его ухищрения и уловки направлены на то, чтобы человек погрузился в дрему и пребывал во сне. Оно бдительно следит за тем, чтобы люди не раскрыли глаз своего разума, не отделили добро от зла и не пробудились, дабы сбросить цепи, оковывающие их души. Для этого сердце человека постоянно отягощается изнурительной работой, так что у него не остается свободного времени, чтобы задуматься и обозреть свои пути, как сказано в Месилат Йешарим. Поэтому становится ясно, что изучение Мусара подобно болезненной соринке в глазу дурного побуждения — оно разрушает все его замыслы и лишает смысла все ухищрения. Ведь в результате изучения Мусара человек постигает пути «расчета, на котором основан мир» и начинает размышлять о трепете перед Б-гом! Тем более, если он установит для себя постоянное время для ежедневного изучения книг трепета и Мусара, — тогда напрасно старается стражник, преграждая ему путь к Древу Жизни. Ведь когда в душе человека пробудится трепет перед Небесами, и он задумается о своих путях, то разорвет сети и сокрушит ограды, и перед ним откроется путь, по которому он устремится, как олень, и спасет свою жизнь — раскается в совершенном зле и вернется к благословенному Б-гу. Поэтому очевидно, что дурное побуждение делает все, чтобы воспрепятствовать изучению Мусара «великой мощью и сильной рукой»[102]. Оно не пренебрегает никакими ухищрениями, чтобы отвратить сердца людей от изучения мудрости трепета: ни ложными аргументами, ни любыми другими способами, имеющимися в его распоряжении, — только бы сокрыть от человека путь и перегородить его дорогу каменной стеной, чтобы не ступила туда его нога.

Однако ничто не может устоять перед мудростью. Благодаря своим способностям люди могут выманить и льва из чащи и посадить его в клетку, и даже самый большой крокодил попадется на их приманку. Тем более они могут повлиять на сердце из плоти и крови и вести его на привязи трепета и Мусара, дабы были благословенны все дни человека. Поэтому, если бы встали сторонники Мусара и поддержали его мудростью и советом, это Учение не пришло бы в такой упадок и наш удел не был бы столь горек. Ведь всякое доброе и полезное начинание можно укрепить только основами благого замысла, и именно так издревле поступали следующие Торе. Однако над этой возвышенной целью — изучением мудрости трепета и Мусара — довлеет безмолвие и витает безмятежность. Никто не пробуждает человека ни словом, ни делом и не поддерживает его в существовании на земле. Видение людей ограничено, никто не увещевает возле городских ворот и не возвещает истину при стечении народа, говоря: «Вот путь, идите по нему, вкушайте от плодов книг трепета и Мусара, и тогда просветлеют ваши глаза и оживут ваши души, дабы вы спаслись от Геинома и преисполнились вечной радости, славы и наслаждения!»


[87] Мишлей 23:17.

[88] См. Ирмеягу 31:21.

[89] Даниэль 12:3.

[90] Бава Батра 8б.

[91] Теилим 87:1.

[92] Коэлет 9:16.

[93] Ийов 7:1.

[94] Авот 3:1.

[95] Коэлет 2:2.

[96] Авот 4:22.

[97] Теилим 127:4.

[98] Ошеа 2:17.

[99] Шмот 5:9.

[100] Месилат Йешарим, гл. 2.

[101] Йома 35б.

[102] Шмот 32:11.

[103] Коэлет 3:1.

[104] Берешит 50:20.

[105] Теилим 27:14.

[106] Теилим 25:15.

[107] Мишлей 10:25.

[108] Берешит 1:4.

[109] Эйха 3:23.

[110] Теилим 111:10.

[111] Ийов 28:28.

[112] Шаббат 31б.

[113] Теилим 49:14.

[114] Там же.

[115] Шаббат 31б.

[116] Дварим 6:8.

[117] Теилим 34:15.

[118] Авот 3:1.

[119] Игерет Амусар.

[120] Авот 4:22.

[121] Ошеа 2:17.

[122] Теилим 2:11.

[123] Душа перебрасывается с одного края мира на другой посредством כף הקלע — пращи, являющейся одним из самых страшных видов наказания нечестивцев, которые были столь грешны на земле, что их очищение после смерти не может произойти даже в Геиноме. См. Шмуэль (I) 25:29. — Примечание редактора.

[124] Йома 69б.

[125] Мишна Тора, «Мнения», гл. 6.

[126] Теилим 34:13.

[127] Шаббат 151б.

[128] Теилим 34:13.

[129] См. Даниэль 12:3.

[130] Авот 1:14.

[131] Бава Батра 60б.

[132] Йешаягу 64:3.

[133] Игерет Амусар.

[134] Млахим (II) 18:4.

[135] Хулин 6б.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.