Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Однако «всему время, и час для всего»[103]. И вот наступила пора вдохнуть новую жизнь в это драгоценное сокровище, вернуть из забвения Учение Мусар, дабы оно стало источником спасения, — «дать жизнь души многочисленному народу»[104]. Ибо в милости Б-га к Его народу воссиял, как заря, светоч Израиля, его «колесница и всадник», наш учитель, благословенной памяти, великий мудрец, истинный праведник, святыня Израиля из города Салант, который еще в дни своей юности в трепете «возливал воду на руки» своего учителя, великого мудреца, праведного и скромного, светоча мира, святого для Всевышнего, нашего почитаемого учителя рава Йосефа Зунделя, благословенной памяти, известного всему миру под своим святым именем рава Зунделя Салантера, ближайшего ученика великого мудреца и праведника, наставника всего избранного народа, нашего учителя рава Хаима из Воложина. Рав Исраэль Салантер, великий мудрец и праведник, святыня Израиля, благословенной памяти, прислуживал своему великому учителю, перенимал от него пути трепета, Мусара и служения благословенному Б-гу и долгие годы «возливал воду на его руки», пока его наставник, великий мудрец и праведник рав Йосеф Зундель, не уехал, чтобы в почете поселиться в святом городе Иерусалиме, да будет он отстроен вскорости, в наши дни!

Невозможно описать величие мудреца и праведника рава Йосефа Зунделя, благословенной памяти, всю его праведность, благочестие, скромность и святость, о которых мы слышали из уст нашего учителя, — а он постоянно рассказывал невероятное и удивительное о достоинствах своего наставника, великого и праведного мудреца. Бумаги не хватит, чтобы вместить все эти рассказы, и немногие из них читатель найдет в ежемесячнике «Тевуна», в предисловии рава Исраэля Салантера, начинающемся словами: «Я “возливал воду на руки” моего наставника, нашего учителя рава Йосефа Зунделя, который ныне живет в Иерусалиме, и до сих пор я не достиг даже уровня его щиколотки. Я лишь немного рассказал о достоинствах этого великого человека, светоча мира, каким он предстал перед моими глазами…» В одном из писем нашего учителя, благословенной памяти, есть такие слова: «Я много лет прислуживал нашему великому и праведному учителю раву Йосефу Зунделю, да воссияет его свет, и постиг величие его поступков, превосходящих возможности нашего понимания… Мне кажется, я не видел человека, служащего Б-гу так, как наш раввин и учитель…»

У великого мудреца и праведника рабби Йосефа Зунделя был святой обычай каждый день с большим вниманием изучать книги Мусара, произносить стихи Писания, повествующие о любви к Б-гу и о трепете перед Ним, и вдохновенные высказывания мудрецов Талмуда о Мусаре. Часто он выходил за пределы города, чтобы изучать и повторять изречения мудрецов о трепете и Мусаре. В дни святого шаббата долгими зимними ночами, устрожая в запрете на чтение при свете свечи, этот праведник наизусть повторял стихи Торы и слова трепета и Мусара, чтобы укрепить в себе те качества, которые виделись ему особо необходимыми на предстоящей неделе. В одном из писем своему сыну этот великий мудрец писал: «Постоянно повторяй стихи Писания, повествующие о Б-жественном управлении миром, об уповании на Всевышнего и о спасении, например: “Надейся на Б-га, будь сильным и укрепи свое сердце…”[105], “Мои глаза постоянно обращены к Господу, и Он вызволит из сетей ноги мои”[106] и другие изречения, подобные этим. И тогда ты будешь шествовать уверенно, ибо спасение от Всевышнего приходит в мгновение ока». Нет сомнения, что он воспринял путь изучения Мусара от своего учителя, великого мудреца и праведника рава Хаима из Воложина, благословенной памяти.

Еще в юности разум нашего учителя, святыни Израиля, устремлялся к облакам, и свет его знания сиял ярче солнца. Уже тогда он прославился как человек исключительной мудрости, великолепие Израиля. А когда он приблизился к святости своего учителя, великого мудреца и праведника рава Йосефа Зунделя и повсюду сопровождал его, как сын отца, то внимательно изучал возвышенные обычаи своего наставника и пути его святого служения. Все началось с того, что когда рав Зундель выходил за город, чтобы изучать и повторять мудрость Мусара, наш учитель незаметно следовал за ним, чтобы внимательно следить за его обычаями. Великий мудрец и праведник рабби Йосеф Зундель заметил это и понял, что этот прекрасный цветок обретет силу и, окрепнув, как ливанский кедр, станет светочем Израиля во всем мире, и воссияет по всей земле. И тогда его связь с учеником достигла удивительной силы. Он открыл ему тайны своей праведности и указал свой путь святости, и, увидев его способности, повелел ему изучать Мусар: «Исраэль, изучай Мусар и постигни трепет перед Небесами!» Эти слова проникли в самую глубину его сердца, подобно выпущенной из лука стреле, и он уверенно ступил на путь своего праведного учителя, начав каждый день изучать книги Мусара. В его душе пробудился трепет перед благословенным Б-гом, а в сердце — дух чистоты и святости, который вознес его над соблазнами этого суетного мира и побудил к исполнению воли Всевышнего. Так он обрел мощь в Торе, мудрость в трепете и глубину в понимании Мусара. Наш учитель усиленно трудился над поиском путей служения и исправления душевных качеств и как неиссякаемый источник дарил людям Тору, праведность, благочестие, скромность и боязнь греха. Еще в дни его юности многие уже следовали за ним, чтобы внимать его мудрости, удостоиться трепета и постичь пути служения благословенному Б-гу. Уже тогда он помогал Общине в обретении заслуг и возвышался, пока не стал «великим весьма». Он делился несметными сокровищами Торы и трепета со всем поколением, в особенности же — со своими многочисленными учениками. Всю свою душу он посвятил им, наставляя их на путь Б-га, укореняя в их сердцах прекрасные побеги трепета перед Творцом и возвышенные духовные качества. На этом пути он обрел заслуги сам и помог в духовном восхождении многим в народе Израиля. Он высоко вознес слово Торы и трепет перед Всевышним во всем мире и стал символом поколения во всех концах земли, наставником всего изгнания, величайшим мудрецом мира, благочестивым и скромным, ибо «праведник — основа мира»[107].

8.

Когда наш учитель, великий мудрец и праведник углубился в изучение мудрости трепета и Мусара, он увидел «свет, что он хорош»[108] для обретения общиной заслуг. Тогда, в своей мудрости, он исследовал и упорядочил методы изучения Мусара. Он поставил себе целью «увеличить его и усилить», систематизировать и подвести под него истинные основания, проложить для него пути в среде народа — дороги для живых. И вот что он совершил, что предпринял и на какие пути мудрости нас наставил…

Он провозгласил, что изучение мудрости трепета и Мусара — обязанность каждого. Наш учитель взглядом исследователя обозрел духовное состояние поколения и увидел, что оно плачевно. Трепет невероятно ослаб, служение Б-гу утратило свою вознесенность, души людей огрубели. Материальные потребности растут год за годом: человек все больше запутывается в дебрях своих многочисленных забот и испытаний, «новых каждое утро»[109]. Сражаться со злым началом становится все труднее, все сильнее оно воздействует на человека. Наш учитель увидел, какое благо кроется в изучении Мусара, ибо его дух высок, «спасение и излечение на его крыльях», и оно способно исцелить народ от всех болезней души и вернуть к жизни. Но никто не следует этому Учению, никто его не поддерживает и не становится ему опорой, и память о нем почти пропала.

И поэтому наш учитель поднялся, как лев, чтобы свершить великие деяния, возвысил свой голос, подобно трублению в рог, и обратился с призывом к множеству народа. Он выступал в собраниях, провозглашая всем обязанность изучения Мусара, ибо кроме этого «нет мудрости, нет понимания и нет совета», которые помогли бы избежать ловушки дурного побуждения, подстерегающего на каждом углу, расставляющего сеть перед ногами, чтобы поймать человека в свои тенета. Как же быть тому, кто уже пойман в капкан, уже попался в ловушку? У него нет другой надежды на спасение кроме изучения Мусара. Также учитель определил сущность Учения Мусар, его уникальность, ценность и удивительные свойства, разъяснил, что оно подобно утренней росе, способной напоить влагой жизни «сухие кости», в которых не осталось ни Торы, ни заповедей, обернуть их плотью трепета перед благословенным Б-гом, превратить окаменевшее сердце в чувствительное, а вместо заблудшего духа пробудить в человеке верно понимающую душу.

А поскольку ловушка дурного побуждения расставлена перед всеми живущими на земле и обладающими даром речи, то изучение Мусара — это долг каждого без исключения — от раввина, восседающего на судейском кресле, до рабочего, вращающего жернова. Это обязанность распространяется и на мужчин, и на женщин. Мусар должны изучать и мудрец, и необразованный еврей; и юноша, и старец; и богач, и бедняк; и заурядный, и почтенный; и трепещущий перед Б-гом, и лишенный трепета — всем надлежит уделять время изучению книг Мусара.

Так наш учитель ходил по земле и громогласно призывал к изучению мудрости трепета и Мусара, чувствуя себя в ответе за весь Дом Израиля. Через трепет и Мусар лежит путь к жизни, ибо «Трепет перед Б-гом — начало мудрости»[110]. Он обучал мудрости, пониманию и Мусару своих учеников, неустанно творил великие деяния. И он не жалел сил для того, чтобы обычай изучения Мусара распространился среди как можно большего числа людей и умножилось знание и трепет перед Б-гом в народе Израиля. Этим он потряс мир, всем стала очевидна обязанность изучения мудрости трепета и Мусара, и это знание оказалось неразрывно связано с именем нашего учителя — святыни Израиля. Он без устали нес это святое служение с юности и до последнего дня своей жизни.


[103] Коэлет 3:1.

[104] Берешит 50:20.

[105] Теилим 27:14.

[106] Теилим 25:15.

[107] Мишлей 10:25.

[108] Берешит 1:4.

[109] Эйха 3:23.

[110] Теилим 111:10.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

О борьбе за справедливость

Рав Гавриэль Фельдман

Евреям свойственно остро чувствовать несправедливость и бороться за справедливость. К сожалению, иногда мы боремся за что-то такое, за что нам лучше бы никогда не бороться. Очень часто какие-нибудь евреи пытаются осчастливить все народы на планете, уведя их за собой в счастливое леворадикальное будущее, придуманное при активном участии других евреев.