Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Книга Месилат Йешарим раскрывает нам все пути к обретению возвышенных духовных качеств, которые перечислил мудрец Мишны рабби Пинхас бен Яир.

Великие мудрецы и праведники последних поколений позаботились об этом и провозгласили, что ежедневное изучение книг о трепете и Мусаре и изучение Торы в духе Мусара — святой долг каждого.

Благочестивый мудрец рав Йонатан Айбешиц, благословенной памяти, автор Урим Ветумим, пишет в книге Йеарот Дваш: «Главное, чтобы каждый: мудрец Торы и невежда, мужчина и женщина, изучали хотя бы по одной странице в день из книг Мусара, выбирая тему согласно своим склонностям — Шней Лухот Абрит или другие источники Мусара, а также книги на языке идиш, во многих из которых содержатся невероятно важные наставления. Благо тому, кто их углубленно изучает! Это знание станет для человека укрепленной стеной, которую будет нелегко захватить “старому и глупому царю, использующему множество ухищрений”[70] — дурному побуждению!»[71] Вот что рав Йонатан Айбешиц сказал в траурной речи в 5507 (1747) году: «На каждого, кто наречен именем Израиля, возложена святая обязанность ежедневно, утром и вечером, изучать по нескольку страниц из книг Мусара, которые, слава Б-гу, изданы во множестве… Всем надлежит делать так, как я поступал в прошлом году и буду, не принимая обета, продолжать это и в будущем: изучать эти книги с юными учениками и с теми, кто заняты работой и не могут уделять все свое время занятиям Торой. Каждый раз перед началом урока по Талмуду или комментариям законоучителей я разбираю с учениками одну страницу из книги Шней Лухот Абрит, посвященной наставлениям Мусара. Благодаря этому юноши не останутся лишенными трепета перед Б-гом, не будут тянуться за суетными наслаждениями материального мира… И каждый, кто изо дня в день изучает эти книги, сможет понять, насколько он согрешил перед своей душой, как дурно поступил, и будет стремиться исполнять волю Б-га, как сказано: “Отойди от зла и твори добро…”[72] И еще: “Кто желает жизни своей душе — пусть постоянно, каждый день изучает книги наставлений Мусара… И если вы станете так поступать, то я уверен, что вашим сердцам откроется корень трепета и вы удостоитесь трепета перед лицом справедливого Б-га и вам будет не так легко согрешить, следуя зову своих страстей”.»

Книга Месилат Йешарим раскрывает нам все пути к обретению возвышенных духовных качеств, которые перечислил мудрец Мишны рабби Пинхас бен Яир. Он сказал, что обрести эти свойства возможно в размышлении об их сути. Мы уже писали, что единственный путь постижения — это изучение книг о трепете перед Б-гом и Мусаре, ибо никто не способен совладать с бесконечными, отвлекающими и наполняющими его будничными суетными мыслями, и осознанно постичь свое душевное состояние. В книге Месилат Йешарим это подробно разъясняется: «Конкретный путь, ведущий к обретению внимательности — это размышление о важности служения, возложенного на человека, и о глубине суда, на котором ему предстоит держать ответ. К этому можно прийти, изучая события, описанные в святых книгах, и изречения наших мудрецов, благословенной памяти, которые пробудят в нас необходимые мысли»[73]. А об обретении свойства чистоты сказано: «Истинное средство для обретения чистоты — это постоянное изучение слов мудрецов, благословенной памяти, как относящихся к Закону, так и содержащих наставления Мусара… И для воспитания в себе возвышенных душевных качеств тоже необходимо изучать наставления Мусара наших мудрецов прошлых и нынешних поколений»[74]. В предисловии к книге Месилат Йешарим сказано, что «невозможно извлечь пользу из этой книги, прочтя ее лишь единожды, — она будет полезна, только если ее изучать и повторять постоянно».

Там же подчеркивается, что необходимо размышлять на темы трепета и Мусара каждый день на протяжении, по меньшей мере, часа. Рамхаль пишет в книге Дерех Эц Хаим: «Большую часть жизни люди растрачивают на свои материальные дела и сиюминутные потребности. Но почему бы им не обратить свои сердца к размышлениям о сущностном хотя бы в течение часа в день, понять кто они, зачем пришли в этот мир, чего от них ожидает Царь всех царей, Святой, благословен Он, и каково будет завершение их жизненного пути? Ведь это самое сильное и действенное лекарство против дурного побуждения! Оно доступно, а его действие ощутимо и результативно. Пусть каждый день люди хотя бы на час освобождаются от всех сторонних мыслей и размышляют только о самом главном. Важно задуматься, какими поступками праведники прежних поколений, патриархи мира, заслужили любовь Всевышнего, исследовать пути Моше рабейну, да пребудет на нем мир, и царя Давида, помазанника Б-га… И пусть ответят себе, что является для человека благом во все дни его жизни, чтобы и они поступали так же и удостоились благословения».

В книге Маасе Рав приводится совет Виленского Гаона, благословенной памяти, изучать книги Мусара по нескольку раз каждый день. А в послании, которое он оставил своей семье, отправляясь в Землю Израиля, есть такие святые слова: «Среди моих книг есть Мишлей с переводом на идиш, и, пожалуйста, читайте ее каждый день… Также изучайте Коэлет, ибо там раскрывается суетность этого мира, и другие книги… И я советую моему зятю изучать эти книги, а также трактат Авот из Мишны, а в особенности — Авот Дераби Натан и Дерех Эрец Кадма ЛеТора».

В книге Биркей Йосеф, которую написал великий мудрец рабби Хаим Йосеф Давид Азулай, благословенной памяти, сказано: «Следует установить постоянное время для изучения Мусара.., ибо чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение… И я знаю из традиции, что лекарство от дурного побуждения — это наставления Мусара и изречения мудрецов, благословенной памяти»[75].

Праведный мудрец, наш учитель рабби Яаков из Лисы, благословенной памяти, автор Ховат Даат, написал в своем святом завещании: «Я рекомендую вам установить ежедневный урок по изучению Мусара, ибо из-за множества наших грехов наши сердца окаменели, а книги Мусара их смягчают».

Праведный мудрец, наш учитель рав Хаим из Воложина, благословенной памяти, пишет в книге Нефеш Ахаим: «Перед началом изучения Торы каждому следует подготовить себя в чистоте сердца и трепете перед Б-гом задуматься о Творце и очиститься от греха с помощью размышления о раскаянии… Изучая Тору, человек имеет право на некоторое время прерваться, прежде чем в его сердце угаснет трепет перед Б-гом, который разгорелся в его душе с началом учебы, и вновь задуматься о трепете перед Ним… Однако разрешено предаваться этим размышлениям и обретению трепета перед Небесами лишь в той мере, которую сочтет необходимым разум, согласно его природе и нынешнему состоянию, — именно столько времени следует отвести на обретение трепета перед Б-гом и на изучение Мусара»[76]. Таким образом, каждый может определить, сколько времени ему необходимо задумываться о Творце в чистоте сердца и трепете перед Ним.

Праведный мудрец, наш учитель рав Александр Зискинд в книге Йесод Вешореш Аавода пишет: «Пробуждение от чтения книг трепета и Мусара общеизвестно, и несомненно, что их постоянное изучение наполняет сердца необычайным удовольствием трепета перед Б-гом… И это не нуждается в обосновании и доказательстве: очевидно, что погружение в книги трепета и Мусара вызывает желание их постоянно изучать. И вот что сказано в Зоар Хадаш: “Человеку необходимо знать, откуда он пришел и куда идет, и что ему предназначено предстать перед судом Царя…” Здесь ясно сказано, что на каждого возложена обязанность знать и задумываться о суде и наказании в высшем мире… Все это можно найти в книгах о трепете перед Б-гом и Мусаре. Кроме того, изучение этих книг приводит нас к праведности во всем служении Всевышнему и удостаивает возвышенных духовных качеств и святых обычаев, которые найдем в книгах о трепете перед Небесами. Поэтому первостепенная обязанность человека — установить время для ежедневного изучения мудрости трепета и Мусара. И Аризаль тоже настоятельно рекомендует каждому ежедневно изучать книги о трепете и Мусаре, чтобы без этого не прошел ни один день».

В книге Хут Амешулаш, написанной внуком нашего учителя рабби Моше Софера, благословенной памяти, автора Хатам Софер, рассказывается о святых обычаях этого праведного мудреца. И вот что там сказано: «Начало мудрости — трепет перед Б-гом…»[77] Поэтому каждый свой урок он начинал с книги Ховот Алевавот, чтобы зажечь сердца учеников трепетом перед Творцом. Почти все его наставления и обычаи были взяты из этого святого источника, и он желал, чтобы и его ученики изучали ее в дни своей юности и твердо стояли на пути служения Б-гу… Он также рекомендовал им изучать книгу Менорат Амаор, ибо там собраны изречения мудрецов, относящиеся к Агаде… Он часто говорил: поверьте, что в день, когда я не изучаю Мусар, я ощущаю в себе охлаждение трепета перед Б-гом.

Праведный мудрец, автор Хайей Адам, пишет в разделе о законах праздника Йом Кипур: «Все должны ежедневно изучать книги о трепете перед Б-гом, даже если из-за этого они сократят время изучения Мишны или Закона, ибо обретение трепета перед Всевышним — большая обязанность, чем изучение любых других разделов Торы. Ведь сказано: “И ныне, Израиль, чего Б-г, твой Господь, спрашивает с тебя? Лишь трепета перед Господом, твоим Б-гом…”[78] А в Мишне сказано: “если нет трепета, — нет мудрости…”[79]».

И как хорошо этот великий мудрец сказал о том, что Мусар не помешает изучению Мишны и других разделов Торы! Мусар не может ослабить стремление к Торе: когда сердце человека пробудится к трепету перед Б-гом, он обретет новые силы для учебы и сможет выделить больше свободного времени, чтобы посвятить его Учению, сократив пустое времяпрепровождение.

Но самое важное я нашел в книге Магид Мейшарим нашего учителя Бейт Йосефа. В конце недельной главы Беар он приводит наставление Магида: «Изучайте Маргенита Девей Рав каждый день… И также ежедневно читайте книгу Ховот Алевавот, дабы смирить и лишить дурное побуждение власти над вами…» О книге Маргенита Девей Рав говорится также в Решит Хохма: «А еще на тему смерти и суда я обнаружил рукопись книги Маргенита рава Моше… И там сказано: “Какова польза человеку от материальных благ этого мира, если в конце концов придется его покинуть и перейти в другой…”»[80] Об этой книге Магид говорил нашему учителю Бейт Йосефу: «И помни, что сказал рав в своей книге Маргенита: какова польза человеку от этого мира…» Также в Решит Хохма приведены обширные выдержки из книги Маргенита, ибо ее простые и ясные слова увещевают о смерти и суде.

И всякого, кто внимательно прочтет наставление Магида нашему учителю Бейт Йосефу, охватит дрожь и трепет. Вот «Ливанский кедр», праведник, святость которого известна каждому, наш господин Бейт Йосеф, кто ни на миг не отвлекал свое внимание от изучения Торы, как неоднократно отмечается и в книге Магид Мейшарим, кто пребывал на столь возвышенном духовном уровне, что перед ним раскрывался ангел Б-га, — и все же Магид наставляет его каждый день повторять книгу Маргенита Девей Рав, ибо в ней содержатся самые простые наставления Мусара, касающиеся смерти и суда, а также изучать Ховот Алевавот, чтобы смирить и лишить власти дурное побуждение. Что же ответить на это «траве, которой поросла стена»? Разве теперь сможет хоть кто-то оправдаться и считать себя свободным от обязанности изучать Мусар каждый день без исключений?

Праведник и мудрец Каббалы наш учитель рабби Меир Папирас, благословенной памяти, в своей книге Ор Цадиким пишет: «Ежедневно изучайте Ховот Алевавот. Также и Магид отмечал, что очень важно изучать эту книгу. И мне представляется, что в его времена еще не вышла в свет книга Решит Хохма, сегодня же не выпускай ее из своих рук…»

Наш учитель, великий мудрец и праведник рав Исраэль Салантер говорил, что и мудрецы Талмуда прибегали к этому испытанному средству: произносить стихи Писания, повествующие о трепете перед Небесами и о суетности этого мира. Об этом говорится в трактате Сангедрин: «Когда Рав видел перед собой ряды учеников, то произносил стих Писания: “Если вознесется до неба величие его, и голова его достигнет облаков, — он сгинет навеки, как помет, и видевшие его скажут: где он?”[81] Мар Зутра Хасида, когда по праздникам, выпадавшим на шаббаты, его носили на плечах, повторял стих: “Ибо не навеки мощь, и разве корона из поколения в поколение?”[82]»[83]. Раши объясняет, почему мудрецы Торы говорили: «“Если вознесется до неба…” — они произносили это, чтобы не возгордиться». Ведь в этом и заключается суть изучения Мусара: повторять слова Писания и изречения мудрецов, посвященные трепету перед Б-гом и Мусару. Но при этом святым мудрецам древности было достаточно один раз произнести стих Писания, раскрывающий суетность достижений этого мира, и их душа незамедлительно отзывалась на это так, что пропадала всякая опасность возгордиться. Нам же необходимо по многу раз повторять стихи Писания и слова мудрецов, потрясающие сердца, чтобы они оставили в нас хоть малейший след. И в особенности это относится к изречениям о гордыне и тщеславии.

В книге Шаарей Тшува раббейну Йона объясняет стих Мишлей: «Понять мудрость и наставление…»[84] И вот что он говорит: «Мудростью является понимание праведности поступков и ощущение омерзительности греха, как сказано: “Храните и исполняйте Тору, ибо она — ваша мудрость и ваш разум…”[85] После того, как человек изучит и узнает, что является заповедью, а что — преступлением, он должен всецело ощутить позор греха и заключенные в нем ущерб и разрушение, отдалить от него свою душу и предостеречь себя, вспоминая о наказаниях за его совершение, и наставлять в этом других. Это знание называется Мусар, и тем, кто призван наставлять других, необходимо его глубоко изучить и воспринять»[86].

[70] Коэлет 4:13.

[71] Йеарот Дваш 1:5.

[72] Теилим 34:15.

[73] Месилат Йешарим, гл. 4.

[74] Месилат Йешарим, гл. 12.

[75]Биркей Йосеф, гл. 1.

[76] Нефеш Ахаим, гл. 4.

[77] Теилим 11:10.

[78] Дварим 10:12.

[79] Авот 3:17.

[80]Решит Хохма, «О трепете», гл. 12.

[81] Ийов 20:6-7.

[82] Мишлей 27:24.

[83] Сангедрин 7б.

[84] Мишлей 1:2.

[85] Дварим 4:6.

[86] Шаарей Тшува, раздел 3.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

История праздника Ханука.

Н. Изаксон

История праздника

Ханука: форма против содержания

Переводчик Виктория Ходосевич

Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.

О ханукальном пончике...

Переводчик Виктория Ходосевич

Как и многие другие слова современного иврита, слово «суфгания» относительно новое, но корни его уходят в глубь веков. Сфог и в древнем, и в современном иврите означает «губка». Суфгания впитывает масло, как губка.