Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Жизнь вспыльчивых, милосердных и брезгливых — не жизнь?

Темы: Милосердие, Праведник, Рав Яков Гельфман, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шалом! Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью, — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Со вспыльчивостью и брезгливостью всё ясно, но почему, если человек обладает чрезмерным милосердием, его жизнь превращается в не-жизнь? Владимир

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый Владимир,

Почему жизнь вспыльчивых, милосердных и брезгливых людей «нельзя назвать жизнью»?

Чрезмерное проявление какого-либо качества означает, что человек не может с ним справиться и оно овладевает им. И тогда, когда оно пробуждается, человек не в силах его остановить, даже если не может ничего сделать для устранения того, что ему мешает. Он взрывается попусту и страдает из-за запаха или какого-то действия. Или он видит ребёнка, который упал и разбил коленку, и у него сжимается сердце, но его помощь не нужна, а ребёнок через пару минут сам забудет о ссадине.

Раши объясняет: это обыденные вещи, с которыми человек встречается ежедневно, и получается, что он всё время находится в неуравновешенном состоянии и страдает.

Да, каждое из этих качеств имеет свое назначение, они необходимы. Без них невозможно идти путем Торы: помогать беднякам невозможно без милосердия, быть чистым во время учёбы и молитвы помогает естественная брезгливость, а стоять за Тору помогает праведный гнев. Но если человек не владеет собой в тех ситуациях, когда от этих свойств нет пользы, и гнев, брезгливость или жалость овладевают им, они только вредят ему и портят жизнь.

Рассказывают: один из праведников попросил, чтобы ему не приносили газеты: «Там сообщается о таком количестве страданий, а я не в силах столько переживать». Переживания полезны, если благодаря им человек сможет что-то исправить в себе или в мире, будет более сосредоточенно молиться, станет мягче к окружающим, но чрезмерные переживания, которые не находят выхода в правильном действии, вредят.

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше