Темы: Милосердие, Праведник, Рав Яков Гельфман, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью, — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Со вспыльчивостью и брезгливостью всё ясно, но почему, если человек обладает чрезмерным милосердием, его жизнь превращается в не-жизнь? Владимир
Уважаемый Владимир,
Почему жизнь вспыльчивых, милосердных и брезгливых людей «нельзя назвать жизнью»?
Чрезмерное проявление какого-либо качества означает, что человек не может с ним справиться и оно овладевает им. И тогда, когда оно пробуждается, человек не в силах его остановить, даже если не может ничего сделать для устранения того, что ему мешает. Он взрывается попусту и страдает из-за запаха или какого-то действия. Или он видит ребёнка, который упал и разбил коленку, и у него сжимается сердце, но его помощь не нужна, а ребёнок через пару минут сам забудет о ссадине.
Раши объясняет: это обыденные вещи, с которыми человек встречается ежедневно, и получается, что он всё время находится в неуравновешенном состоянии и страдает.
Да, каждое из этих качеств имеет свое назначение, они необходимы. Без них невозможно идти путем Торы: помогать беднякам невозможно без милосердия, быть чистым во время учёбы и молитвы помогает естественная брезгливость, а стоять за Тору помогает праведный гнев. Но если человек не владеет собой в тех ситуациях, когда от этих свойств нет пользы, и гнев, брезгливость или жалость овладевают им, они только вредят ему и портят жизнь.
Рассказывают: один из праведников попросил, чтобы ему не приносили газеты: «Там сообщается о таком количестве страданий, а я не в силах столько переживать». Переживания полезны, если благодаря им человек сможет что-то исправить в себе или в мире, будет более сосредоточенно молиться, станет мягче к окружающим, но чрезмерные переживания, которые не находят выхода в правильном действии, вредят.
С уважением, Яков Гельфман
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Реувен Куклин
Так даже простые люди не делают!
Рав Реувен Пятигорский
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Яков Гельфман
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Барух Лехт
Хана Лернер
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?