Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое место в еврейском религиозном обществе занимает матриархат?

Темы: Воспитание детей, Еврейская семья, Женщина

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Объясните, пожалуйста, каково место женщины, с точки зрения иудаизма, в служении Богу? Может ли быть раввином, кантором? Приветствуются ли лидерские качества? Насколько глубоко иудаизм позволяет иметь место матриархату в еврейском религиозном обществе? С.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый С.,

Извините, что у меня ушло так много времени на то, чтобы ответить на Ваш вопрос. Хороший вопрос требует немало времени, а в период праздников свободное время найти почти невозможно.

Очень трудно говорить о роли и месте женщины в служении Б-гу. Ведь у каждого человека, как у мужчины, так и у женщины, — своё место и своя роль. Есть общие правила, соблюдение которых обязательно для всех — это Тора и её заповеди. Но в рамках исполнения Торы и заповедей существует огромное количество дорог, путей, направлений. Сколько именно? Столько, сколько есть людей на земле. Конечно, есть какие-то общие правила, но есть и исключения из правил.

Маараль пишет, что женщина была создана на более высоком духовном уровне, чем мужчина, и поэтому не нуждается в том исправлении, которое необходимо мужчине. Поэтому она не обязана выполнять все заповеди, которые выполняет мужчина. Есть небольшое количество заповедей, в выполнении которых женщина для своего исправления не нуждается. Все эти заповеди она имеет право выполнять, если хочет.

Кроме этого, место женщины в служении Б-гу обусловлено её естественными способностями и наклонностями. Например, деторождение — удел женщины. Подозреваю, что в этом аспекте религиозное общество не отличается от светского. Взращивание и воспитание детей тоже в большинстве случаев лежит на женщине, и это тоже связано с её природными способностями. Только женщина может помнить, какой точно размер обуви у каждого из её детей, когда каждому последний раз сделали новые очки и какую оценку каждый получил на экзамене по математике. Большинство мужчин на это просто не способно.

В светском обществе, где в последнее время, к сожалению, институт семьи, мягко говоря, ослаб, многие вообще не имеют детей. Другие вынуждены растить детей в одиночку. Поэтому вопрос, кто из родителей занимается воспитанием детей, не очень актуален. Но в религиозном обществе, которое всё ещё не отказалось от старомодной модели семьи, состоящей из мужа, жены и их детей, большая часть работы по воспитанию детей выполняется женщиной. Это часто (но не всегда) мешает женщине заниматься общественной деятельностью в таком масштабе, который позволил бы ей стать крупным лидером.

В еврейском религиозном обществе семья играет центральную роль. Без здоровых, прочных и счастливых семей у нас нет никаких шансов на выживание в качестве религиозных евреев. Поэтому еврейское общество в целом и еврейская мама в частности ценят роль матери ничуть не меньше, чем роль раввина, лидера и т.д. Служение Б-гу, которое совершает еврейская мама, состоит из множества небольших и часто незаметных дел и деталей. Но не дай нам Б-г подумать, что незаметные дела менее важны, чем заметные! Наоборот, сказано, что награда за незаметные дела несравнимо больше, чем за те, о которых все знают. Тот, кто думает, что о любом важном деле есть телевизионная передача или хотя бы статья в газете, а если её нет — то дело неважное и недостойное, глубоко ошибается.

Наверное, Вам известна история о женщине, которую усталый после тяжёлого рабочего дня муж каждый день спрашивал, что она делала весь день. Бедная женщина не знала, что ему ответить. В один прекрасный день муж вернулся с работы и увидел, что дома что-то случилось. Измазанные сопливые дети надрываются от крика в коридоре. В раковине огромная гора немытой посуды. Все стены дома «украшены» цветными рисунками и черканием разных стилей. Грязная одежда разбросана по всему дому… В ужасе муж влетел в спальню и увидел, что его жена… спокойно лежит на кровати и читает книгу. «Последние два часа я действительно ничего не делала», — сказала она опешившему мужу.

Заповедь, которую выполняет еврейская мама, приголубившая расплакавшегося посреди ночи ребёнка, ничуть не меньше, чем заповедь кантора, ведущего молитву в Йом-Кипур. Наоборот, этот кантор может позавидовать маме, ведь она выполняет свои заповеди каждый день, а он только три дня в году!

Большинство женщин, которые пожертвовали семьёй ради того, чтобы посвятить себя карьере, горько жалеют об этом. Я говорю не только о женщинах, которые вообще не вступили в брак и не имели детей. Даже те женщины, у которых есть муж и дети, часто жалеют, что посвятили большую часть времени карьере, а воспитание детей доверили другим людям. Ведь то, что ребёнок получает от родной матери, ему не может дать даже самая лучшая воспитательница, имеющая две научные степени. С другой стороны, ни одна бабушка, которая отказалась от карьеры в пользу семьи, не сожалеет о своём выборе. Ортодоксальная женщина, на которой держится семья, пользуется ни с чем несравнимым почётом и уважением. Бабушка и прабабушка многих десятков или даже сотен внуков и правнуков имеет возможность проявить свои лидерские качества внутри семьи.

Как сказано, женщина находится на более высоком духовном уровне, чем мужчина. Это означает, что женщина по своей природе более скромна, чем мужчина. Она больше склонна к работе над своими внутренними качествами. Её внутренний мир часто богаче и тоньше, чем внутренний мир мужчины. Женщина понимает и чувствует тонкости во взаимоотношениях между людьми, о которых мужчины в большинстве случаев имеют только отдалённое представление.

До того как телевизор, интернет, ежеминутные сводки последних новостей начали влиять на наши понятия о ценностях, люди не считали, что управление крупной компанией или страной — это самое большое достижение в жизни. Для серьёзного, взрослого человека очевидно, что понимание «тонкостей» души другого — не менее важно, почётно и увлекательно, чем командование армией подчинённых. К сожалению, о человеке, который способен на это, трудно сделать интересную телепередачу. Поэтому теперь считается, что все должны стремиться стать лидерами.

Конечно, изменение общепринятых ценностей не привело к изменению естественных склонностей женщины. Даже в наше время среди женщин стремление к лидерству встречается гораздо реже, чем среди мужчин. В США, где уже в течение нескольких десятилетий женщинам специально создают условия для продвижения, отдают предпочтение при принятии в ВУЗы, где действует множество программ помощи женщинам в карьерном росте, их процент в кулуарах власти очень невелик. Среди крупных политиков, дипломатов, лидеров государств тоже достаточно мало женщин. И это притом, что значение семьи в обществе постоянно снижается, а важность карьеры несоразмерно раздувается.

Более чем естественно, что в религиозном обществе, где система ценностей не диктуется телевизором и где создание полной, здоровой семьи несомненно является самой важной задачей каждого взрослого человека, число женщин на властных позициях невелико.

Всё сказанное выше ещё в большей степени относится к раввинату. Для того чтобы стать раввином — нужно обладать очень глубокими познаниями в Торе; чтобы приобрести их, необходимо полностью отдаться изучению Торы на долгие годы. Женщины, у которых есть возможность такой самоотдачи и склонность к ней, встречаются очень редко. Ведь нельзя стать раввином в ущерб семье! Став раввином, мужчина должен прилагать огромные усилия для того, чтобы руководить и семьёй, и общиной, уделять и тому, и другому необходимое внимание. Для женщины, которая непосредственно занимается каждой деталью, относящейся к дому и детям, такое «жонглирование» являлось бы практически непосильной задачей.

Конечно, это не означает, что женщина не может посвятить себя изучению Торы. Во всех религиозных учебных заведениях для девушек преподают женщины, которые обладают немалыми познаниями в разных частях Торы. Но раввинами они не являются.

Теперь — что касается женщин-канторов. Многие ортодоксальные женщины занимаются музыкой, в том числе пением. Есть выступления, концерты, фильмы для женщин, в которых поют женщины. Но кантором в синагоге женщина быть не может. Представьте себе мужчину, который пришёл в синагогу, чтобы помолиться, отдалиться от физического и приблизиться к духовному, поразмышлять о бренности этого мира. И вдруг… на сцену выходит симпатичная молодая женщина и начинает петь приятным голосом. А теперь давайте представим себе, насколько приятно его жене, что он ходит в такую синагогу. Задача кантора в синагоге — это помочь молящимся излить душу перед Тем, кому они молятся. Появление женщины-кантора по определению вызовет противоположный эффект.

Из сказанного выше видно, что условия, при которых женщина может стать лидером, возникают достаточно редко. Тем не менее, еврейская история знает несколько женщин, обладавших раввинского уровня познаниями в Торе, а также «матриархов». В первую очередь вспоминается Двора, которая обладала пророческим даром, была судьёй и лидером еврейского народа. Во времена Второго Храма царица Шломцион из династии Хашмонаев какое-то время правила еврейским государством. Кроме того, в Талмуде много раз упоминается царица и праведница Элени. Элени была гречанкой по рождению, но приняла гиюр вместе со своим двором. Но самой значительной женщиной-лидером в еврейской истории является царица Эстер (Эсфирь), которая вместе со своим мужем и дядей правила одной из самых больших империй в истории человечества.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте:

Неравный брак

Каким должен быть мужчина?

На ком был женат раби Меир?

Материалы по теме


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки тиса

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса

Ки Тиса. Золотой телец

Рав Ефим Свирский

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе