Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что над тобой, — глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются»Пиркей Авот 2, 1

Вступают ли ангелы в интимный контакт?

Темы: Берешит, Секс, Значение слов в Торе, Ангелы

Отложить Отложено

Кто такие «падшие ангелы»? Почему слово «нефелим» применяют то к людям, то к падшим ангелам? Ангелы вступают в сексуальный контакт? Геннадий, Красноярск

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Геннадий,

В конце главы Бэрейшит сказано о времени перед потопом: «Исполины были на земле в то время, и после того, как сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им: это богатыри, издревле люди знаменитые» (Бэрейшит 6, 4). По мнению Раши (см. комментарий на этот стих), речь идёт о людях, которые пали духовно и привели к падению весь мир (т.е., привели к духовному падению всех людей), поэтому они называются нэфилим (от корня нун-фэй-ламед — «падать»). Согласно Раши, здесь говорится не об ангелах.

Однако в комментарии к недельной главе Шлах лэха (Бэмидбар 13, 33) Раши пишет, что нэфилим — это ангелы, павшие с Небес во времена поколения Эноша. Получается, комментарий Раши к главе Шлах противоречит его же комментарию к главе Бэрейшит (об этом говорится в Сифтэй Хахамим на главу Бэрейшит).

По-видимому, комментарий Раши опирается на мидраш из Дварим Рабба (Вэ-зот а-браха 11), где сказано, что два ангела по имени Аза и Азаэль спустились на землю и возжелали «дочерей земель».

О Вашем вопросе, вступают ли ангелы в сексуальный контакт. В книге Зоар (на Бэрейшит) сказано, что когда ангелы являются людям, они действительно принимают человеческий образ. Основываясь на этом, можно сказать, что, когда ангелы принимают образ человека, они также могут совершать и те действия, которые совершают люди. Так, сказано, что ангелы, которые пришли к Аврааму, ели у него (см. Бэрейшит 18, 8).

Однако Раши в комментарии на этот стих пишет: ангелы, которые пришли к Аврааму, не ели по-настоящему, они лишь выглядели, как люди, принимающие пищу. Отсюда можно сделать вывод, что ангелы не совершают материальных действий. Это же следует из рассказа об ангеле, явившемся Маноаху (Шофтим 13, 15—16): «Но ангел Господень сказал Маноаху: если и удержишь меня, я не буду есть хлеба твоего; если же ты (намерен) совершить всесожжение, то вознеси его Господу. Ибо не знал Маноах, что это ангел Господень».

Таким образом, вопрос пока остаётся открытым.

Кроме того, к Вашему вопросу, мне кажется, следует добавить ещё один: как могло быть, что ангелы «возжелали» дочерей человеческих, ведь у ангелов нет желаний и нет дурного стремления. Сказано в мидраше из Бэрейшит Рабба (48, 11; Раши приводит его в своём комментарии к Бэрейшит 18, 5), что дурное стремление не властно над ангелами.

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к книге Зоар, к тому, что в ней говорится об Азе и Азаэле (Аза в Азаль упоминаются в книге Зоар несколько раз, и я напишу резюме всех этих мест):

Когда захотел Всевышний сотворить человека, сказали ему два ангела, Аза и Азаэль: «“Что (есть) человек, что Ты помнишь его…” (Тэилим 8, 5), ведь он будет грешить пред Тобой». Ответил им Всевышний, благословен Он: «Если бы вы находились внизу, как он, вы грешили бы больше, чем он». И Всевышний создал им тело и удалил их от святости, и стали они, как люди. Добавляет Зоар: «И среди всех ангелов никто так не уподобился людям… как бнэй эло-им (“сыны великих”)». И когда увидели они дочерей человеческих, не смогли владеть собой и согрешили с ними, как сказано в Торе: «…сыны великих стали входить к дочерям человеческим» (Бэрейшит 6, 4). Они всё больше опускались духовно и дошли до того, что начали обучать людей различным видам колдовства.

Из Зоара ясно, что речь здесь идёт о совершенно особом событии: эти ангелы действительно стали, как люди. И то, что произошло именно с этими ангелами, никогда не происходило с другими и не произойдёт впредь.

То, что произошло с Азой и Азаэлем, показывает нам, насколько велика сила дурного стремления: даже тот, кому истина открыта полностью, может сойти с истинного пути. Поэтому нам всегда следует рассчитывать свой путь в этом мире, чтобы спастись от дурного стремления, как говорит Гмара (Моэд Катан 5а): «Каждый, кто устанавливает свои пути — удостоится увидеть спасение, посланное Всевышним». И тот, кто сумел обуздать своё дурное стремление, получает великую награду от Всевышнего как победитель в великой войне.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Какова награда за выполнение лёгкой заповеди?

Материалы по теме


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше