Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Тора запрещает женщине быть свидетелем?

Темы: Рав Реувен Куклин, Женщина, Суд

Отложить Отложено

Уважаемые господа. Буквально сегодня с удивлением узнала, что, оказывается, по законам иудаизма женщине запрещено свидетельствовать в суде. Если это так — не можете ли вы объяснить, с чем связан такой странный запрет. Большое спасибо. Н., Израиль

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Н.!

Вы частично правы, есть вещи, о которых женщина не может свидетельствовать в суде.

Свидетельство женщины не принимается, в основном, в двух видах судебных разбирательств:

  1. таких, где решаются вопросы имущественного права.
  1. таких, где может быть принято решении о смертной казни или физическом наказании преступника.

Свидетельство женщины в других областях принимается (например, свидетельство о кашерности чего-либо или свидетельство о том, что муж некой женщины умер, и она может выйти замуж — а не остаться на всю жизнь агуной — «соломенной вдовой»).

Прежде чем попытаться понять, почему в соответствии с Торой свидетельство женщины не принимается в этих видах судебных разбирательств, подчеркнём: разумеется, это никак не связано с «униженным положением» женщины, т.к. статус женщины в иудаизме полностью идентичен статусу мужчины (см. Плохо быть женщиной?).

Если Тора говорит, что женщина не может выступать свидетельницей в части судебных разбирательств, без сомнения, на это есть веские основания, в не зависимости, понимаем ли мы их или нет, ведь об этом сообщает нам Создатеь мира, который лучше кого бы то ни было знает природу всего создания. Попытаюсь все-таки указать на две причины, кажущиеся очевидными.

  1. Всевышний одарил женщину особой эмоциональностью, которая необходима для выполнения её предназначения. Она смотрит на вещи сквозь «очки» чувства, поэтому не всегда может видеть «холодные» факты. В таком случае её свидетельство может не быть объективным. Иногда женщинам свойственно преувеличивать. Мы находим это даже у великих праведниц. Например, Ривка говорит Ицхаку (Бэрейшит 27, 46): «Надоела мне жизнь из-за дочерей Хэйтийских; если Яаков возьмёт жену из дочерей Хэйтийских, как эти, из дочерей этой земли, то к чему мне жизнь?». А её невестка Рахель говорит Яакову (Бэрейшит 30, 1): «Дай мне детей; а если нет, я умираю».
  1. У женщины есть особое свойство, калут даат, которое также необходимо для выполнения её предназначения и является в определенном смысле преимуществом (см. Женщины легкомысленны?), однако может привести к неточности в деталях, а крайняя точность в деталях чрезвычайно важна в еврейском суде.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Чтобы чувствовать себя полноценной, женщине не надо видеть кого-то униженным…

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.