Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Почему Тора запрещает женщине быть свидетелем?

Темы: Женщина, Суд

Отложить Отложено

Уважаемые господа. Буквально сегодня с удивлением узнала, что, оказывается, по законам иудаизма женщине запрещено свидетельствовать в суде. Если это так — не можете ли вы объяснить, с чем связан такой странный запрет. Большое спасибо. Н., Израиль

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Н.!

Вы частично правы, есть вещи, о которых женщина не может свидетельствовать в суде.

Свидетельство женщины не принимается, в основном, в двух видах судебных разбирательств:

  1. таких, где решаются вопросы имущественного права.
  1. таких, где может быть принято решении о смертной казни или физическом наказании преступника.

Свидетельство женщины в других областях принимается (например, свидетельство о кашерности чего-либо или свидетельство о том, что муж некой женщины умер, и она может выйти замуж — а не остаться на всю жизнь агуной — «соломенной вдовой»).

Прежде чем попытаться понять, почему в соответствии с Торой свидетельство женщины не принимается в этих видах судебных разбирательств, подчеркнём: разумеется, это никак не связано с «униженным положением» женщины, т.к. статус женщины в иудаизме полностью идентичен статусу мужчины (см. Плохо быть женщиной?).

Если Тора говорит, что женщина не может выступать свидетельницей в части судебных разбирательств, без сомнения, на это есть веские основания, в не зависимости, понимаем ли мы их или нет, ведь об этом сообщает нам Создатеь мира, который лучше кого бы то ни было знает природу всего создания. Попытаюсь все-таки указать на две причины, кажущиеся очевидными.

  1. Всевышний одарил женщину особой эмоциональностью, которая необходима для выполнения её предназначения. Она смотрит на вещи сквозь «очки» чувства, поэтому не всегда может видеть «холодные» факты. В таком случае её свидетельство может не быть объективным. Иногда женщинам свойственно преувеличивать. Мы находим это даже у великих праведниц. Например, Ривка говорит Ицхаку (Бэрейшит 27, 46): «Надоела мне жизнь из-за дочерей Хэйтийских; если Яаков возьмёт жену из дочерей Хэйтийских, как эти, из дочерей этой земли, то к чему мне жизнь?». А её невестка Рахель говорит Яакову (Бэрейшит 30, 1): «Дай мне детей; а если нет, я умираю».
  1. У женщины есть особое свойство, калут даат, которое также необходимо для выполнения её предназначения и является в определенном смысле преимуществом (см. Женщины легкомысленны?), однако может привести к неточности в деталях, а крайняя точность в деталях чрезвычайно важна в еврейском суде.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Чтобы чувствовать себя полноценной, женщине не надо видеть кого-то униженным…

Материалы по теме


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше