Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что общего между йогой и каббалой?

Темы: Рав Реувен Куклин, Каббала, Изучение Торы

Отложить Отложено

Добрый вечер, уже несколько лет каждый раз, как слышу слово Каббала, появляется сильное желание прочитать.

Я слушала, что это «закрытое» знание (несмотря на продающиеся книги).

Подскажите, пожалуйста, что можно читать в соответствии с традицией? Очень интересно, почему такой запрет существует? Судя по услышанному, аналогичные практики (например, дыхательные) есть и в йоге, и в Ци Гун?

Татьяна, Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Татьяна!

Каббала — это «закрытая» часть Торы, которая говорит о тайнах сотворения мира и о том, как Всевышний руководит миром. У йоги и других учений нет сходства с Каббалой.

Эта часть Торы не записана «открыто», и её также не передают открыто, как Устную Тору. Традиции Каббалы учитель (рав) передаёт только ученику, достойному их принять, с глазу на глаз, «из уст в ухо». Поэтому эта часть Торы называется кабала — от слова лэкабэль — принимать: знания ученик принимает непосредственно от учителя.

Как Вы справедливо замечаете, Каббалу разрешено учить не каждому. К изучающему Каббалу предъявляются следующие требования: он должен прекрасно знать открытую часть Торы (Танах — Священное Писание, Талмуд, Шулхан Арух — свод законов, и т.д.) и очень строго соблюдать Закон. Один из великих каббалистов рабейну Хаим Виталь в своей книге Шеарэй Кдуша («Врата Святости», предисловие к Шаар а-Акдамот, а также третье предисловие к книге Эц Хаим — «Древо Жизни») пишет, что Каббалу разрешено изучать только тому, кто «наполнил чрево» Шестью Разделами (Мишны и Талмуда) и трудами законоучителей. Об этом же пишут и другие великие каббалисты — рабби Моше Кордоверо в книге Ор Нээрав (2, 6; 3, 1) и а-Шло (Рабби Йешая а-Леви Горовиц — Асара Маамарот 29 б). Таков же и закон в Шулхан Арухе — Своде еврейских законов (Йорэ Дэа 246, 4, и см. комментарий на это Виленского Гаона — Беур а-Гро).

В книге Мишлей (Притчи — 25, 2) говорит Царь Шломо (Соломон): «Слава Б-жия — таить дело…». Объясняет каббалистическая книга Зоар (раздел Эмор 105, 2): «Не позволено человеку открывать вещи тайные, потому что они не затем были переданы, чтобы открывать их. Это вещи, которые скрыл Тот, Кто Древен Днями (Всевышний)», и это вещи, которые Он передал втайне. И было бы неуважением к Всевышнему, если бы мы открыли их. И, кроме того, что есть в этом, не дай Б-г, неуважение к Всевышнему, есть в этом и пренебрежение к самой этой части Торы. Ведь мы видим, что в этом мире дорогие вещи хранятся в особых местах, например, драгоценным алмазам место только в царских дворцах, и было бы непочтением к ним, если бы мог до них дотронуться каждый. Так же и глубокие вещи — было бы непочтением к ним, если бы каждый мог ими заниматься.

Кроме того, запрещают учить Каббалу человеку, недостойному этого, из-за особой тонкости и глубины этой мудрости. А в очень глубоких вещах, трудных для восприятия человека, не подготовившего соответствующим образом свой мозг, очень легко ошибиться. Если же человек поймёт эти вещи неправильно, он может приобрести воззрения, противоположные тем, которые предписывает нам Тора.

Талмуд в трактате Хагига (14 б) рассказывает о четырёх великих мудрецах, которые вошли в Сад (Пардэс — так называется изучение скрытой части Торы). Это были Бен-Азай, Бен-Зома, рабби Элиша бен-Абуя и рабби Акива. Бен-Азай умер, Бен-Зома сошёл с ума, рабби Элиша бен-Абуя стал отступником, рабби Акива вышел с миром. Отсюда ясно, что даже для великих раввинов изучение Каббалы может быть опасным, если учить её без соблюдения соответствующих правил.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Каббала! Каббала?

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше