Темы: Ассимиляция, Наши родители, Уважение, Почитание родителей
Шалом! Я ухаживаю за престарелым (85+) отцом, которого очень люблю и стараюсь уважать.
Проблема в том, что он, будучи евреем по матери, себя таковым не считает и не имеет никаких наклонностей к изучению Торы и вообще, если честно, не знает, что это такое. Он настоящий продукт своей атеистической эпохи. Он сильно матерится и не соблюдает никаких норм поведения, часто открывая (не желая того) свою наготу при мне.
Я стараюсь игнорировать это и отворачиваться, но, будучи его единственной и постоянной сиделкой, постоянно натыкаюсь взглядом на его обнаженные интимные места и ловлю себя на мысли, что он мне неприятен и вызывает у меня отвращение и раздражение. Мне кажется, он не осознает того, что замечаю я.
Как не перестать его уважать? Я очень корю себя за это, но не могу избавиться от раздражения, которое меня мучает. Помогите! N.
Здравствуйте уважаемая N.!
Есть в Вашей непростой ситуации две «плоскости», в которых придётся прилагать усилия, чтобы сохранить хорошее отношение к отцу, к чему Вы героически стремитесь.
Обе «плоскости», конечно, на моральном уровне, но одна относительно более «физическая», а вторая полностью «душевная», что ли…
Чтобы разобраться с первой, обсудим отвращение, которое Ваш отец вызывает своим непристойным видом… Два примера из двух разных источников помогут нам лучше понять проблему. Первый пример: приём, которому учат пожарных (и не только; естественно, из этого примера берем только идею).
Люди приезжают по вызову и видят страшную картину: последствия пожара, погибшие, пострадавшие… Так вот, их учат: чтобы не свихнуться от ужасного зрелища, считать, что это куклы, разбросанные по квартире. И надо проверить,какая сломана, а какая исправна… Воспринимать пострадавших не как живых людей, а как кукол в игре…
Опять же, дай Б-г крепкого здоровья Вашему папе. Берём только идею: изменяем восприятие увиденного, целенаправленно влияем на свое восприятие, не даем увиденному повлиять на нас.
Второй пример, лэавдиль («надо провести различие»), из Торы. В Торе описано, как Моше Рабейну хоронит Аарона а-Коэна и переодевает Элазара, сына Аарона, в одежды его отца. Аарон был одет только в «бигдэй кэуна» — специальные одеяния Первосвященника. Очевидно, Моше Рабейну, переодевая Аарона и его сына, не видел в этом ничего непристойного, т.к. люди были святые, они умели ко всему относиться правильно.
Оба эти примера свидетельствуют, что наше восприятие увиденного — «в наших руках». Вам остаётся попробовать не видеть ЭТОГО, а видеть просто человека и воспринимать увиденное нейтрально, как картину какого-нибудь известного художника в галерее. И, поскольку изменить увиденное Вы не можете, важно постараться изменить восприятие.
Вторая «плоскость» более глобальная, здесь получится поговорить о ней только коротко. Но, разобравшись в этом, мы получаем очень важное для жизни умение. Вопрос такой: «Как уважать человека, сделавшего всё, чтобы уважения не вызывать?» Ситуаций, в которых это нужно, много.
Когда вокруг нас все евреи, как в Израиле, таких ситуаций намного больше. Мы свято верим, что в каждом из нас есть чистая душа, которую Всевышний нам каждое утро возвращает, и что в какой-то мере все мы внутри себя хорошие, и только йецер а-ра (дурное начало) нас «попутал».
Так вот, общаясь с ближним, мы должны смотреть вглубь, а не на внешний его «наряд». И видеть то хорошее в нем, что он не использует, но оно есть, и относиться к нему соответственно. Хотя он все усилия приложил, чтобы доказать своим видом и поведением, что человек произошёл от обезьяны…
Так мы должны стараться вести себя и с пожилыми людьми, у которых портится характер, возникают проблемы с душевным и физическим здоровьем. Так и Вам стоит научиться воспринимать своего папу: видеть ту человеческую частичку, которая в нём жива, но не востребована. Помните (!) — не по его вине.
Никто не выбирает, когда и где родиться… Невозможно судить то поколение, кто сможет утверждать, что мог бы в те годы прожить лучше… То есть с большой вероятностью можно утверждать, что он прожил жизнь правильно! А это мало о ком можно сказать! Так что есть за что уважать.
У Вас есть выбор, на чём фокусироваться, а на чём — нет. Воспользуйтесь им.
Это непростая, но очень важная задача. Выполнять заповедь почитания родителей невероятно тяжело, но и награда за это обещана великая — и в этом мире, и в будущем.
Пусть Всевышний даст Вам силы преуспеть в выполнении этой важной мицвы.
С уважением, Мойше-Меир Гольдберг
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»