Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Глава начинается своего рода заглавием, определяющим дальнейшее содержание: «Вот родословная Ицхака, сына Авраама» (25:19). Семь предыдущих стихов, которыми мы заканчивали чтение Торы в прошлую субботу, посвящались Ишмаэлю и начинались аналогично: «Вот родословная Ишмаэля, сына Авраама» (25:12). Между двумя отрывками проходит четкая граница, разделяющая две недельные главы. Эту границу провели наши древние учителя, которые разбили текст Хумаша на недельные главы, дав каждой из них название по первым значащим словам. В нашей главе первое значащее слово — толдот, родословная, история, жизнеописание: «Вот жизнеописание Ицхака». Обратите внимание на цифровые обозначения, которыми мы сопроводили обе цитаты. В одном случае стоят числа 25:12, во втором — 25:19. Это значит, что упоминание об Ишмаэле надо искать в 25 главе книги Берешит, в стихе номер 12. Упоминание об Ицхаке — тоже в 25 главе, но чуть ниже, в стихе номер 19. Недельные разделы ввели евреи, а цифровое деление — неевреи, но по причине некоторого удобства евреи переняли его, отмечая номера глав и стихов в печатных изданиях Торы. Так вот, по-еврейски два рассказа — об Ишмаэле и Ицхаке — читаются в разных главах, а согласно нееврейскому разделу — вместе, в одной главе, один за другим. Сделано это неевреями, как отмечают наши учителя, преднамеренно, чтобы показать, что родословная Ишмаэля древнее, главнее родословной еврейского народа. Впрочем, сама Тора с таким мнением не соглашается. Ибо что значат семь скупых стихов с перечислением ряда ничего не говорящих имен из рода Ишмаэля — в сравнении с текстом всего Пятикнижия, посвященного еврейскому народу?

Краткое описание главы. У Ицхака и Ривки после долгих молитв рождается двойня — Эсав и Яаков. Написано: «Ицхак полюбил Эсава». И написано: «А Ривка полюбила Яакова». Первый эпизод из жизни отроков: приходит Эсав с поля, где предавался любимому занятию — охоте, и видит, что Яаков готовит еду; почувствовав приступ голода, Эсав выменивает тарелку похлебки за свое первородство. Тем временем Ицхак переселяется в землю Плиштим. Всевышний благословляет его богатством. Завистливые плиштим (филистимляне) просят его покинуть пределы их страны. Второй эпизод из жизни Яакова и Эсава: Ицхак, предчувствуя приближение смерти, хочет благословить Эсава; пока тот выполняет задание отца, отправившего его в поле за дичью, его место занимает Яаков, который и получает благословение отца. Вернувшийся Эсав обнаруживает, что его обманули. Ривка, во избежание беды, отсылает Яакова пожить некоторое время у ее брата Лавана…

Если в начале главы, как мы отметили, зарождается тема отношений между евреями и неевреями — в виде «размежевания» Ицхака и Ишмаэля, — то в дальнейшем эта тема только усиливается: сначала мы знакомимся с народом плиштим, а потом впрямую — с нашим «родным братом» Эсавом. Об Эсаве особый разговор, но давайте посмотрим внимательнее на то, что написано об Авимелехе, царе плиштим, и его подданных. Читаем 31 главу: «И поселился Ицхак в Гераре… Сеял Ицхак в той земле и получил урожай сам-сто, — так благословил его Всевышний. И стал он весьма богатым… Одолела зависть плиштим. Все колодцы, которые выкопали слуги его отца Авраама, засыпали они землей. Сказал Авимелех Ицхаку: уйди, ибо ты богаче нас… И ушел он оттуда в Беэр-Шеву… Пришел к нему Авимелех из Герара… Сказал им Ицхак: почему пришли ко мне? ведь вы меня ненавидите… Сказали они: …заключим с тобой союз… чтобы ты не делал нам зла, как и мы не дотронулись до тебя, делая тебе только добро и отпустив с миром».

Замечательный отрывок! Вопрос первый: какое добро делали плиштим Ицхаку? Ответ: отпустили с миром. Это и есть добро по-филистимлянски. Всех, кто приходил к ним раньше, они, очевидно, убивали, а этого отпустили. Слава героям!

Но посмотрите на реакцию Ицхака. Он ничего не возразил. Не сказал: я вам колодцы копал, а вы меня изгнали. Он молча согласился на заключение союза. Почему? Да потому что в этом и заключается мудрость евреев: не возражать понапрасну, не требовать «справедливости» на пустом месте, а знать — что такова природа наших нееврейских соседей. Если лев, разинувший пасть, не откусывает голову журавлю, достающему ему кость из горла, то он совершает необычайно большой подвиг, подвергая насилию собственное естество. (Басню про льва и журавля мы находим в Мидраш Раба на нашу главу. Заметим, что Мидраш составлялся задолго до появления на свет народа, из среды которого вышел гений мировой литературы — Эзоп.)

Рассказывают, что как-то в Варшаве на заседании выборных представителей некий поляк-антисемит обрушился на знаменитого рава Меира Шапиру из Люблина, защищавшего в сейме интересы евреев. Оратор заявил с трибуны, что уже за одно то, что его соплеменники не громят «жидов», те должны сказать им спасибо. Раби Меир Шапира встал и сказал: спасибо. На вопрос учеников, почему он так сделал, раби ответил: «Все мы знакомы с тем, что написано в Мегилат Эстер. Мордехай-йеуди раскрыл заговор против персидского царя. Царь через несколько лет обратился к своим слугам: что сделали Мордехаю? Те ответили: ничего. А теперь я вас спрашиваю: почему Мордехай не получил награду? Ответ: потому что ничего не просил. Оставили в живых — и на том спасибо. Требовать награду не в характере нашего народа. Этому мы учимся у нашего праотца Ицхака, который был достаточно силен, чтобы воевать с врагами, но предпочитал мир и покой, ибо у еврея в этом мире есть более серьезные дела».


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени