Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Этой главой начинается рассказ Торы о наших праотцах, зачинателях еврейского народа — Аврааме, Ицхаке и Яакове. Собственно рассказу посвящены все десять оставшихся глав книги Берешит, но начинается он с Авраама, о котором известно, что Всевышний провел его через десять испытаний, прежде чем окончательно избрал на роль основателя особого народа, народа-праведника.

Наши учителя отметили одну общую черту в указаниях, с которыми Всевышний обратился к Аврааму, когда тот стоял перед двумя испытаниями — первым и последним. Сначала говорится: «Лех леха, Иди из своей страны, со своей родины, из дома своего отца — в страну, которую покажу тебе» (Берешит 12:1). В конце сказано: «Возьми своего сына… иди, лех леха, в страну Мория и принеси там всесожжение» (22:2). В обоих случаях Аврааму предлагалось — лех-леха, иди себе, ступай. В первом случае — из своей бывшей страны, во втором — в страну Мория.

Эти слова, лех леха, можно считать лейтмотивом еврейской жизни. Иди к себе, будь самим собой, не изменяй еврейству… Краткое содержание недельного раздела. Арамеец Аврам, сын Тераха, получает приказ идти в Эрец Кенаан, будущую Эрец Исраэль, Страну Израиля. С собой он берет жену Сарай и племянника Лота. В дни голода Аврам вынужден спуститься в Египет, где скрывает, что он муж Сарай, так как опасается, что египтяне, соблазненные ее красотой, убьют его. Из Египта он выходит с большим имуществом. Обремененный стадами, Лот отделяется от дяди и переселяется в район Сдома (по-русски Содом). Начинаются местные войны, в результате которых Лот попадает в плен. Аврам спасает его, разбив войска четырех царей. В видении Аврам получает обещание от Всевышнего в том, что у него будет наследник, от которого произойдет большой народ. Аврам устанавливает союз со Всевышним. Тем временем бездетная Сарай предлагает мужу для продолжения рода жениться на ее служанке. Забеременев, заносчивая Агар (в русской транскрипции Агарь) забывает, кто является хозяйкой дома; в результате — Агар покидает дом. В пустыне она встречает ангела, объявившего, что от нее произойдет Ишмаэль, «дикий человек, рука которого на всех, а рука всех на нем», основатель будущей арабской нации. Глава кончается тем, что Аврам, выполняя волю Всевышнего, совершает себе обрезание. Отныне Аврам получает новое имя — Авраам, а его жена Сарай — Сара… Вернемся к началу главы. Дав приказ Аврааму покинуть родину, Всевышний благословил его несколькими благословениями («сделаю тебя большим народом» и т.д.), среди которых находим: я «Вааварха мевархеха, Благословлю благословляющих тебя». Этими словами Всевышний обещает Аврааму, что всякий, кто благословит его, будет благословен Всевышним.

Отсюда можно выучить много. Отметим только одно: насколько важной в свете сказанного представляется заповедь, возложенная на каждого еврея, — благословлять другого еврея. (Под словом «благословение» можно понимать и прямое указание произнести «браху» — чтобы на ближнего снизошло благо с Небес; но можно назвать это простым пожеланием успеха, здоровья, мира, — всего того, что один человек желает другому в час встречи, поздравления, расставания и пр.) Если мы видим, что Всевышний благословляет кого-то, то значит таково Его желание. А если таково желание Всевышнего, то значит такова заповедь, возложенная на всех нас. В этом сущность нашей веры, смысл иудаизма: высшее предназначение человека заключается в реализации воли Творца.

В Талмуде указано, что приведенная заповедь относится не только к нашему праотцу Аврааму, но и ко всем евреям. Каждый, кто благословляет нас, будет благословлен. В том числе и мы. То есть нам, евреям, надо уметь благословлять других евреев. Тогда и мы удостоимся блага.

Пока ничего сложного нет. В том же отрывке Талмуда (трактат Хулин 49) спрашивается, откуда известно, что коэнам, которые благословляют еврейский народ в синагогах в час утреней субботней молитвы, тоже будет браха? Ответ: из приведенного стиха в главе Лех-Леха. Более того, даже нееврей удостаивается расположения Всевышнего, если хорошо относится к еврею. Иерусалимский Талмуд рассказывает об одном чужеземце, который приветливо встретил раби Ишмаэля, мудреца, жившего в период Мишны. Раби ответил ему: «Благо для тебя уже обещано», намекая на приведенный стих из Торы.

В заключение обратим внимание на оборотную сторону приведенного правила. Мы прочитали половину стиха, полный стих звучит так: «Благословлю благословляющих тебя, а проклинающих тебя прокляну». Другими словами, хочешь заслужить браху — благослови еврея, но если проклянешь его, то сам получишь проклятие неба, которое наверняка сбудется. Все понятно, но отметим здесь одну странность: по аналогии надо было написать — «и прокляну проклинающих тебя». Почему взялась инверсия? Объясняет раби Шломо Эфраим, автор комментария «Кли Якар» (конец 16 века, Львов, Прага). Прежде чем произнести хорошее или плохое о человеке, надо сформулировать задуманное в виде внутренних слов, представить их, опробовать в мыслях. Всевышний сказал Аврааму: как только кто-нибудь захочет благословить тебя, Я уже сотворю ему благо ­раньше чем он откроет рот. Но если кому-то захочется пожелать тебе бед и несчастий, то, пока он молчит, Мое проклятие его не коснется. Мысленное проклятие не считается плохим делом. Мысленное благословение — уже достойно награды.

Благословляйте евреев!


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше