Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
По материалам газеты «Исток»

Второй раздел первой книги Пятикнижия. Ноах (по-русски Ной) жил в десятом поколении после первого человека, заняв место на генеалогическом дереве человечества ровно посредине — между Адамом и Авраамом, праотцем нашего народа.

Краткое содержание главы. 1) История Потопа: построение ковчега, спасение семьи Ноаха (Берешит 6:9—8:22). 2) Радуга — знак союза, установленного Всевышним с Ноахом (9:1—17). 3) Потомки Ноаха и его сыновей после Потопа (9:18—10:31). 4) Возведение Вавилонской башни, рассеяние потомков Ноаха после ее крушения (11:1—9). 5) Десять поколений от Ноаха до Авраама (11:10-32).

Перечисляя первые поколения, Тора ограничивается сроками их жизни. Жили тогда долго: средняя продолжительность превышала восемь столетий. Например, дед Ноаха, которого звали Метушелах (Мафусаил), прожил рекордное число лет — 969.

А теперь традиционный вопрос, который задается на всех лекциях по первым главам Торы: зачем нам об этом сообщается? Какое нам дело, сколько жили первые люди, как их звали, кто кого родил и когда умер? Ведь если Тора полна бесполезной для нас информации, то тогда непонятно, почему евреи держатся за нее столько веков. А ведь за нее не просто держались — за нее жизни отдавали! Тора — книга жизни, в ней сообщается, по каким критериям жить, на что опираться, какой шкалой ценностей руководствоваться, — чтобы выжить как народ. Но и каждому отдельному еврею она говорит, как себя вести и что считать в жизни главным, а что второстепенным. Каждому еврею — в том числе нам, евреям из бывшего Союза, разбросанным ныне по всему миру — от Владивостока до Лос-Анжелеса, от Мурманска до Кейптауна. Живя практически во всех странах, мы остаемся теми же евреями, которые празднуют еврейские праздники, обрезают младенцев, ставят своим взрослым детям хупу, читают по умершим кадиш. Мы те же, и Тора у нас та же. Поэтому повторяем вопрос: что в описании древних людей можно найти такого, что важно во все эпохи и при всех режимах? В дни Ноаха «развратилась земля». Люди настолько поверили в свою силу, что решили оставить «архаичные» нормы морали и стали заниматься тем, что было им по сердцу. Грабежи, насилия, удовлетворение похоти.

«Все живое извратило свой путь на земле».

«И сказал Всевышний Ноаху: …Истреблю я их вместе с землей»

Оказывается, жизнь на земле зависит не от геологических или климатических катаклизмов, а от морали. Эта мысль казалась странной уже античным грекам, когда они впервые познакомились с нашей Торой.

Изобретатели философии считали, что человек полностью отдан во власть рока. Попытка избавиться от его пут обречена на провал. Никакая работа над собственной душой человеку не поможет. Но тут приходят евреи и заявляют: исправь свои качества, откажись от дурного, почини все, что успел сделать плохого, — украденное отдай, перед обиженным тобой извинись, обещай больше не кривить душой, поступать честно и т.д. и т.п. И тогда мир не погибнет! Евреи, получив Тору и следуя ее предписаниям, внесли в мир мораль. Согласитесь, такой вклад в общую сокровищницу человечества совсем неплох. Греки подарили людям эстетику, римляне научили государственности, европейцы поздних веков внесли свой вклад в виде технологического прогресса. А мы дали этику! И на этом стоит мир вот уже не одно тысячелетие.

Первые люди провинились перед Творцом, изменив своей природе. И пришел на землю Потоп. Из людей спасся один Ноах с семьей. Построив ковчег и переселив в него представителей всех видов животных, он пребывал в нем целый год. Пока не высохла земля.

Теперь начинается история потомков Ноаха. Все ныне живущие люди происходят от трех его сыновей. От Яфета ведут происхождение европейские народы, в том числе греки — создатели философии, любители искусств, истинные знатоки и ценители изящных форм. От Хама пошли народы негритянской расы. От Шема — семиты. Правильнее сказать шемиты, ибо Сим — греческая калька еврейского имени Шем, что означает «имя», сущность, нечто, спрятанное за внешней формой. Мы — один из семитских народов. Наше отличие от потомков Яфета (на иврите слово «яфе» означает «красиво», красота, изящность формы) заключается в том, что мы заняты поиском смысла, который скрыт за внешностью. Мы — создатели новых течений мысли и одновременно критики и разрушители старого, мы — извечный катализатор мировых идей. Главное для нас — содержание, сущность. Все это было в Шеме, все это осталось в его потомках. По крайней мере в одном из народов, произошедших от Шема, — в евреях.

Но прежде чем появились евреи, надо было появиться остальным народам. Первоначально их было ровно 70. Семь десятков национальностей, не похожих одна на другую, обладавших разными национальными характерами, привычками и языками. Они представляли собой все возможные типы народов, которые могли появиться на земле после Потопа. Всю остальную историю, они боролись друг с другом, перемешивались, давали начало новым этносам и расам. Но первоначально их было ровно 70. И появились они после неудачной попытки поднять бунт против Творца. В те дни люди решили скинуть Всевышнего с неба, «отменить Б-га» (как позже сказал Ницше). Ибо если Б-га нет, то все дозволено! Но Всевышний разметал их по земле, лишив способности понимать друг друга. Эту общую неспособность народов искать и находить пути к установлению мира и к взаимопониманию мы видим по сей день.

И все же человечество, восприняв мораль, которую проповедовал Авраам, первый еврей, худо-бедно научилось идти на компромиссы. Но про Авраама в следующий раз.


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.