Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал царь Шломо: «Тот, кто гонится за милостью (цдакой) и добротой, обретет жизнь, милость (цдаку) и славу».»(Мишлей, 21:21)
По материалам газеты «Исток»

Беар — значит «На горе»: «И сказал Всевышний пророку Моше на горе Синай…». Еще одна небольшая по размеру, но очень емкая глава. Возьмем только два стиха. Первый (Ваикра 25:14): «Если будете продавать что-либо своему ближнему или покупать из рук своего ближнего, то не обманывайте друг друга». Второй стих (25:17): «Не обижайте один другого!» Так написано в Письменной Торе. А Тора Устная дает на них развернутый и обширный комментарий. По существу, только из устной Торы мы можем узнать, как точно звучит еврейский закон в каждом случае — при торговых сделках (тема первого стиха) и в бытовом плане (стих второй). Что значит не обманывайте? Что значит не обижайте? Если продавец заявляет покупателю, что он торгует самыми лучшими холодильниками в мире, это обман? Если муж говорит жене, что она могла бы выглядеть дома получше, поопрятней, он ее обижает?

Но сначала краткое содержание недельной главы.

Первыми идут законы шмиты, седьмого года в каждом семилетии, когда нельзя проводить работы на полях Страны Израиля (25:1—7). Законы йовеля, пятидесятого года, когда проданная земля возвращалась к своим первоначальным владельцам, а рабы выходили на свободу (25:8—24). Законы, связанные с возможностью выкупить имущество, проданное в час нужды (25:9—34). Оказание помощи обедневшим: запрет на ссуду под проценты и пр. (25:35—55). Запрет на идолопоклонство и предупреждение о соблюдении субботы (26:1—2).

Заметьте, последняя тема занимает всего несколько строк. Начинается глава с «субботнего года», когда земля должна отдыхать, кончается субботним отдыхом для людей. А между двумя этими заповедями — множество законов из области «имущественного права». И это неслучайно. Человек заботится о своем имуществе. Он не хочет его потерять. Для охраны прав владельца приходит закон. Но если человек не работает в субботу, кто обеспечит его необходимым? Ведь он теряет ровно одну седьмую своего производительного времени! Тора говорит: я даю вам законы, соблюдайте их — и они помогут вам во всех ваших делах. Но соблюдайте и те законы, которые на первый взгляд кажутся вам экономически невыгодными. Они тоже вам помогут. Сказано в Талмуде: «Все отмерено человеку — с Рош Ашана (Нового года) и до конца года. (Все его доходы и расходы определены ему свыше.) Кроме расходов на субботы и праздники, на воспитание детей и изучение Торы. Если он их уменьшит (проявив скупость), то и ему уменьшат (общие доходы). А если увеличит, то и ему будет увеличено».

А теперь, как обещано, несколько практических законов, связанных с двумя приведенными выше стихами.

«Не обманывайте друга друга» (в торговле). Продавцу запрещено незаслуженно хвалить продаваемый им товар. Нельзя подкрашивать старое, пытаясь придать ему вид нового. Нельзя подмешивать плохие плоды в хорошие, чтобы продать всю партию, как хорошие плоды. Продавец обязан предупредить покупателя обо всех дефектах продаваемой вещи. (Как видим, товары продают не скрывая изъяны, а рекламируя достоинства. И если вы скажете, что на обмане держится вся современная реклама, то знайте, что такая реклама идет вразрез с законами Торы!) Запрещено во время сделки говорить неправду о рыночной цене; этот закон касается как продавца, так и покупателя. Если человек хочет продать вещь по цене, выше рыночной, он не может утверждать, что придерживается общепринятой цены. В случае, когда обман превышает одну шестую стоимости, обманутый может расторгнуть сделку. (Что делает продавец, который хочет продать вещь подороже, но не желает нарушить закон Торы? Он честно сознается в своем желании, а покупатель решает, соглашаться ли на такие условия.) Разрешается продавать вещи ниже рыночной стоимости для привлечения покупателей.

«Не обижайте друг друга». Разговор идет об обиде устной, высказанной словами, которые могут вызвать у других боль, стыд или смущение. Следите за своей речью, говорите только то, что были бы согласны выслушать сами. Обида хуже воровства, ибо украденное можно вернуть, а боль обиды осталась. Еще страшнее обида, нанесенная при людях. Запрещено давать людям клички. Запрещено напоминать исправившемуся человеку о его былых прегрешениях. Даже если человек не исправился, не спешите взять на себя роль судьи или раввина: не раньте его напрасными замечаниями. Не шутите над людьми, даже беззлобно, поскольку не все относятся к шуткам так же легко, как вы. Запрещено обижать людей даже жестом. Все эти законы актуальны как в отношениях человека с посторонними людьми, так и в отношениях с друзьями, супругом, а также детьми. Женщины и дети особенно ранимы и чувствительны к словам. Не поступайте с детьми так, как вы не смеете поступать со взрослыми. Никогда ни на кого не кричите, крик нанесет урон в первую очередь вашему достоинству. Даже намеком не давайте понять собеседнику, что уровень его интеллекта не очень высок. (Стоит вообще перестать оценивать интеллектуальный уровень других людей, поскольку всегда есть кто-то умнее нас.)

Мы привели несколько законов Устной Торы. Кто-то скажет, что в них нет ничего особенного, что они являются разумными правилами поведения, до которых может догадаться любое человеческое общество. Чтобы никто не впадал в такое заблуждение, сказано в Торе, что все эти законы получены еврейским народом на горе Синай.


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.