Из цикла «Знание Субботы», темы: Избранность, Первородный грех, Суббота, Дарование Торы, Змей, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек
«В час, когда Змей совокупился с Хавой, он внес в нее нечистоту. Когда Израиль стоял у горы Синай, прекратилась их нечистота» (Шабат 145).
У горы Синай был исправлен грех Древа Познания. Попытаемся понять, как принятие Торы исправляет этот грех.
Исправление греха земли и человек
«Как яблоня между лесными деревьями, так друг мой между юношами. В его тени я сидела и наслаждалась, и плод его сладок для нёба моего» (Песнь Песней 2). «Что означает написанное: “Как яблоня между лесными деревьями”? Почему Израиль уподоблен яблоне? Чтобы сказать тебе: Как у яблони плод опережает листья, так Израиль сначала сказал: “Мы выполним”, и только затем: “Мы поймем”». (Шабат 88). В грехе земли — «дереве, делающем плод», заложен и корень греха Адама. В речении «мы выполним и поймем» заключено исправление: — его плод опережает листья.
Действие — плод учения
«Как в дереве основное это плод, так и [для человека] главное не толкование, а действие» (Виленский Гаон, Совершенная мера).
«Одна из основ веры в Тору — что, когда человек исполнит одну из 613 заповедей как следует и как подобает, и нисколько не примешает к ней мирских намерений, но сделает ее ради нее самой, из любви к Всевышнему… удостоится ею жизни в Грядущем мире» (Рамбам).
В этом и заключается плод: совершенный акт заповеди. Но чтобы достичь этой цели, человек должен совершенствовать себя годами в труде и служении. Цель человека — действие, и для этого его душа спустилась в мир действия, чтобы он восполнил себя до этой категории. Но совершенство действия объемлет всю структуру человека: разум, качества-эмоции и телесное действие — это совершенство образа. Совершенное деяние есть плод всего труда человека в Торе и заповедях.
Собрание Израиля пришло к совершенству — во всей Торе, когда приняли на себя: «Мы сделаем и поймем», что «плод опережает листья». Это тема для глубокого размышления.
…«И плод его сладок для нёба моего»
В Торе есть особое качество: удовольствие, которое человек получает от самого труда по ее изучению. Суть Торы — категория Грядущего мира, мира Бины, мира наслаждения и награды. Тора, бывшая забавой Всевышнего издревле, осталась в этой категории, несмотря на то, что спустилась в материальный мир. «Когда ты тяжко трудишься над Торой — забавляйся ей, — ведь мы находим, что Тора говорит: “Господь приобрел меня в начале Своего пути, прежде Его деяний издревле”, а после этого: “И была я Его забавой изо дня в день”. Мы видим, что Всевышний забавлялся ею, и тебе тоже следует так делать» (Рабейну Йона). В благословении на Тору мы тоже просим, чтобы ее изучение было приятным для нас. И все стихи Песни Песней описывают нам наслаждение Израиля, когда они принимают слово Бога — вкус его дерева (труда изучения) и плода одинаковы.
В суботу все мироздание поднимается к своему корню — источнику наслаждения. И так евреи удостаиваются вновь соединиться с чистой душой, миром разума, и получать наслаждение от Торы. В заповедях субботы мы находим замечательное единство между вкусом дерева и плода: заповедь получать удовольствие, «и назовешь субботу наслаждением». В мире служения есть заповедь, которая вся удовольствие! — вкус дерева и вкус плода одинаковы. Это связано с тем, что сущность субботы — быть подобием Грядушего мира, единства дерева (материального мира) и плода (Грядущего мира).
Разумная душа наслаждается, постигая это возвышенное откровение.
Три заповеди, являющиеся заветами, Всевышний заключил с Израилем раньше, чем дал им все остальные заповеди Торы. Заповедь обрезания — при Исходе из Египта. Заповедь языка — само по себе заключение завета на принятие слов Торы. И третий завет — суббота, которую они получили в Маре. Тем самым была устранена «необрезанность», покрывающая мир природы и мешающая признанию Б-га.
Исправление греха луны и человека
«Кто это, что выглядывает, как заря; прекрасная, как луна, ясная, как солнце..» (Песнь Песней 6:10). «Ясная, как солнце» — это дарование Торы, поскольку тогда прекратилась их нечистота и они стали ясными, как солнце в зените» (Виленский Гаон). Израиль называется луной, а в полном соединении с Творцом — он «ясная, как солнце».
Дарование Торы — это «день свадьбы Его». Община Израиля вновь прилепляется к своему Другу. Как пишет Рама относительно освящения новой луны: «И Собрание Израиля вновь приобщится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем… И потому радуются и танцуют, благословляя новый месяц, подобно свадебному веселью» (Рама, Орах Хаим 428).
«Дополнительные жертвы в субботу не содержат жертву за грех, как все остальные дополнительные жертвы, поскольку Община Израиля — Его супруга, и все совершенно» (Рамбан). В субботу нет жертвы искупления за уменьшение луны.
Когда месяц в полнолунии, это полное взаимодействие луны и солнца: «Ясная, как солнце» — все в совершенстве. Когда Община Израиля поднялась на этот уровень, нечистота греха познания — причина недостатка луны — прекратилась, мироздание исправилось, и приговор смерти был аннулирован — «Я сказал: Вы — боги».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»