Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим»Дварим 15:7
Суть трех суббот, в которых раскрывается совершенство мироздания

Предисловие. Три субботы

«Некоторые спрашивают: Почему Мудрецы установили в субботу три различные молитвы: вечером — “Ты свят…”, утром — “Возрадуется Моше…”, и днем — “Ты Один…”. А в праздники установили только одну молитву — “Ты избрал нас…” на вечернюю, утреннюю и дневную молитву…» (Абудрахам).

Ответ на этот вопрос Абудрахам приводит от имени раби Калонимуса:

Эти три молитвы соответствуют трем субботам. Субботе Творения, Субботе дарования Торы — ведь все согласны, что Тора была дана в субботу, и Грядущей Субботе. Таким образом, «Ты свят…» говорит о Субботе Творения, «Возрадуется Моше…» — о Субботе дарования Торы, а «Ты Один…» — о Грядущей Субботе, когда Г-сподь будет один и Имя Его одно».

Эти три субботы и есть суть Шабата. Как мы объясним ниже, в каждой субботе есть аспекты этих трех суббот. В этих раскрытиях заложены все основы веры. В этих субботах раскрывается порядок восполнения и прихода к совершенству всего мироздания, а также процесс духовного возвышения человека — микрокосма Творения. Из этих озарений мы сможем узнать об уровнях связи Собрания Израиля с Творцом, вплоть до того Высшего сочетания — объединения, которое произойдет в Грядущем.

Постараемся объяснить подробнее.

Суббота — фундамент основ веры

Рамбам сформулировал тринадцать Основ, которые были приняты во всем Израиле как базисные положения нашей веры. «Когда поверит человек в эти основы… он входит в Общину Израиля» (Комментарии Рамбама к Мишне, глава Хелек).

В трех упомянутых субботах заложено раскрытие этой веры:

«Ибо вера в то, что мир сотворен, это корень веры, а тот, кто в это не верит и считает, что мир предвечен, отрицает саму основу, и нет у него Торы вообще. И потому Тора была дана в субботу, поскольку суббота указывает на сотворение… И написано “Суббота Г-споду”, ибо, как так суббота означает “был, есть и будет” (имя Авайе (Г-сподь) указывает на то, что Он “был, есть и будет”) — ведь есть три субботы: Суббота Творения, Суббота дарования Торы и Суббота Грядущего мира, дня, который весь — суббота. Суббота Творения указывает на категорию “был”, ибо в нее Всевышний прекратил творить. Суббота дарования Торы относится к категории “есть” для наших отцов, для нас, и для наших потомков навеки. Суббота Грядущего — “в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно” — мир вечности.

А когда ты поразмыслишь над этим, то найдешь, что эти три положения включают в себя все основы веры: существование Всевышнего, Тора с небес и награда и наказание. Суббота Творения указывает на сотворившего бытие — Всевышнего. Суббота дарования Торы — на Тору с небес. Грядущая Суббота — когда удостоившиеся получат вечную и истинную награду, а для злодеев настанет день великого Суда» (Шла, трактат Шабат 110).

Поразмыслив, мы найдем, что Суббота Творения указывает на первые четыре основы веры из тринадцати, сформулированных Рамбамом, Суббота дарования Торы — на последующие шесть, а Грядущая Суббота — на последние три основы.

«Если же потеряет человек веру в одну из этих основ, он исключает себя из Общины Израиля, отрицает вероучение и называется еретиком и вероотступником» (Рамбам). Нечто подобное сказано о нарушающем субботу прилюдно: он считается оставившем всю Тору, как и впавший в идолопоклонство (Хулин 5).

В субботу эта вера переходит на высший уровень практического упования: евреи отказываются от всякой работы и тратят больше, чем могут себе позволить, в честь субботы, не опасаясь финансовых потерь.

«Суббота называется свидетелем, и человек должен свидетельствовать об этом» (Зоар 90).

Суббота — порядок совершенствования мироздания и человека

Рамхаль в конце книги «Питхей Хохма веДаат» определяет различные аспекты замысла Всевышнего в сотворении мира. Приведем здесь выдержку из его слов, относящихся к нашей теме, и уразумеем, что в вышеупомянутых трех Субботах реализуются три аспекта замысла Творения.

«Суббота и Община Израиля называются “невестой”, а Всевышний называется “женихом”. Мы говорим в молитве “Возжелай наш покой…”: Согласись, чтобы мы были Твоей невестой, и пусть Твоя невеста покоится в этот день…, и установили три молитвы. Вечерняя молитвы “Ты освятил…” — соответствует церемонии освящения, кидушин, когда жених вручает невесте кольцо. Утренняя молитва “Возрадуется Моше…” соответствует радости жениха и невесты… А дневная молитва — “Ты один…” — соответствует уединению (ихуд) жениха и невесты» (Абудрахам).

Эти три уровня близости соответствуют раскрытию трех суббот, как объясняет раби Авраам сын Гаона:

«Суббота Творения соответствует кидушин — церемонии освящения, как сказано: “И освятил Он (субботний день)…” — запретил работать в субботу и выделил этот день для служения Творцу.

Суббота дарования Торы — соответствует утренней молитве Шахарит, когда говорят: “Возрадуется Моше дару, выпавшему на его долю… венец великолепия возложил Ты ему на голову” — дарование Торы (а “венец” символизирует хупу, свадебный балдахин).

Грядущая суббота соответствует Единству, как сказано: “В тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно”» (Толкование комментариев Гаона, Бава Кама 32).

В каждой субботе есть эти три аспекта

Легко понять, что эти три аспекта существуют в каждой субботе, — ведь этот святой день заключает в себе три наивысшие раскрытия, которые должны произойти в течение Шести тысяч лет. Более того, если такова форма совершенства мироздания и человека, необходимо, чтобы эти свечения содержались в каждой субботе. Ведь если бы Адам не согрешил в тот канун субботы, Суббота Творения стала бы Субботой дарования Торы и Грядущей Субботой. А если бы Израиль не согрешил с золотым тельцом, Суббота дарования Торы стала бы Грядущей Субботой.

«Эти три субботы все они — один день: суббота ночи, суббота дня, и суббота вечера» (Зоар 3, 59).

И потому: «Раби говорит: каждый, кто хранит одну субботу как установлено, засчитывает ему Писание, как будто хранил все субботы от дня, когда Всевышний сотворил мир, и до воскрешения мертвых, как сказано: “…и будут хранить сыны Израиля субботу…”» (Мехильта, Ки Тиса).

* * *

Суббота Творения раскрывает Царство (Малхут) Всевышнего в мироздании: цель сотворения неба и земли — раскрыть Божественное присутствие в низших мирах.

Основа великолепия (Тиферет) субботы — это Суббота дарования Торы, когда в совершенстве раскрывается воля Творца в мироздании. Это Тора — слово Б-га, Его святые речения, в которых Он появился с неба, дабы дать их на землю.

Но глубина понимания (Бина) субботы — цель всего — раскроется в Грядущем мире, в День, который весь — суббота. Поразмыслите над этим хорошенько.

* * *

Нефеш, Руах и Нешама

«Этим трем аспектам души — нефеш, руах и нешама — соответствуют три категории одна на другой. Десятью Речениями мир сотворен и находился в подвешенном состоянии до Десятословия. Целью Десяти Речений был человек: “…и стал человек душою (нефеш) живою”. То есть, речь здесь идет об уровне нефеш. А после получения Торы добавилась категория руах (духа), поскольку весь народ удостоился духа Божьего в пророчестве, как сказал Моше: “О, если бы весь народ Господа был пророками, чтобы возложил Г-сподь дух Свой на них!” А в Грядущем мире раскроется категория нешама: “…и дуновение (нешама) Всемогущего даст им понимание (бина)” — со стороны бина, которая и есть Грядущий мир» (Шла, трактат Шабат 100).

Эти три аспекта, как известно, соответствуют категориям действия, речи и мысли.

Легко понять, что поскольку цель этих раскрытий — человек, данная форма есть уровень совершенствования человека в субботнем возвышении: «Эти три аспекта — нефеш, руах и нешама, которые духовно возвышенные люди привлекают на себя каждую субботу в качестве дополнительной души… Все это происходит в соответствии с готовностью данного индивидуума» (Шла, там же).

Поэтому совершенный человек — «Мудрец Торы подобен дню Субботнему» (Зоар 3, 29).

Суббота знаменует совершенство соединения Общины Израиля с Всевышним

Первое знание: «Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добро сотворенным; совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню. И ради этого установлен весь этот великий порядок: в конце концов, после зла придет добро… и тогда все души получат по заслугам…» Это замысел воздаяния блага: «человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать» (Месилат йешарим 1). Данное знание раскрывается в Субботе Творения. Это суббота, предназначенная для первого человека, Адама, сотворенного в реальность, представляющей полное блаженство и покой, в мире, который весь относится к категории Субботы. И задачей Адама было сохранить это достоинство и ввести все мироздание в день, который весь — суббота.

Второе знание: «Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… Что Он называется Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый и т.д. А из этого проистекает все знание Святого Древа со всеми его ответвлениями. И это называется знанием описаний, знать сколько описаний есть, а именно — сколько качеств… и по какому порядку они упорядочены и т.д.» Этот замысел раскрывается в Субботе дарования Торы. Ведь вся Тора есть раскрытие всех путей Всевышнего в реальности.

Третье знание: «Это весьма замечательное знание. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и что, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло обернется добром… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного… Это основа веры Израиля — знать единство Эманирующего». Это замысел раскроется в Грядущей Субботе.