Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коротка память человеческая… Прошло всего 2-3 поколения после страшнейшей Катастрофы европейского еврейства, и вот евреи снова едут в Германию и снова снимают кипы…

1 сентября 1941 года по инициативе Рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии Йозефа Геббельса германское министерство внутренних дел издало приказ о том, что с 19 сентября 1941 года все евреи рейха и протекторат в возрасте шести лет и старше должны носить «еврейскую звезду» («юденстерн»). Приказом предписывалось носить нашивку со звездой Давида размером с ладонь на одежде, с левой стороны груди на уровне сердца, так, чтобы она была заметна.

Мы знаем, что приказ о ношении этого еврейского знака непосредственно предшествовал заключению евреев Германии в гетто и их депортации в лагеря смерти. Евреи должны быть определены как евреи — чтобы ни один из них не избежал истребления.

Несколько дней назад стало известно, что «новая Германия» призвала евреев не носить свои традиционные головные уборы в общественных местах и этим признала, что выглядеть евреем на ее территории — значит, подвергать себя риску.

Советник по проблеме антисемитизма германского правительства Феликс Кляйн решил, что личная безопасность важнее свободы вероисповедания. И вот, та самая страна, которая навязывала нам звезду Давида в качестве постыдного знака, сегодня, прикрываясь заботой о своих еврейских гражданах, дает нам инструкции о том, как справиться с ростом антисемитизма. Но на этот раз мы должны не нашивки носить, заявляя о своем еврейском происхождении, а наоборот — скрывать нашу принадлежность и отрекаться от нашей Традиции.

Мишель Фридман, бывший заместитель руководителя главной еврейской организации Германии, откровенно сказал: «Когда представитель федерального правительства официально сообщает еврейской общине, что она не защищена от анти-еврейской ненависти повсюду в Германии, то этим он признает полное поражение в борьбе с антисемитизмом».

Трудно поверить, что в течение одного поколения мы прошли путь от победы над нацизмом и признания невыразимых ужасов антисемитизма — до столь неостановимой волны ненависти к евреям, которой можно противопоставить только требование скрыть свое еврейство и отказаться от религиозных убеждений.

Совет Феликса Кляйна еврейской общине неизбежно вызывает ассоциации с событиями Катастрофы. Когда евреев депортировали в концентрационные лагеря, были те, кто пошли на опасный шаг и решили не носить на груди желтые звезды в попытке скрыть свою национальность. Но выдала их не кипа. Нацисты знали, что есть простой способ выяснить, кто еврей, а кто нет. «Снять штаны!» — приказывали мужчинам, и знак обрезания говорил сам за себя.

Приказ «Снять шапки» (концлагерное «Шапку долой!» — Мютце аб!) не обеспечит нашу безопасность в стране, где продолжает распространяться вирус антисемитизма. Сам факт нашего подчинения этому оскорбительному требованию будет доказательством победы наших врагов.

Да, ношение евреями головного убора — это Традиция, а не заповедь из Торы. Но эта Традиция восходит к древнейшим временам. Наши мудрецы запретили ходить нам с непокрытой головой, чтобы мы постоянно помнили о том, что над нами — Вс-вышний, что мы склоняемся перед Ним, покорно принимая на себя Его волю.

Евреи наделены Б-жественной миссией быть «царством священников и народом Святым», и для этого должны быть узнаваемы. Наша преданность Б-гу всегда была видна. Мы должны ежечасно демонстрировать самим себе и своему окружению, что наше еврейство является источником гордости, а не стыда; источником радости, а не бременем.

Как трагично, что именно из Германии идет призыв к евреям скрывать свою принадлежность, обнажив головы. Ведь эта «забота о нашей безопасности» по сути является рекомендацией отказаться от гордости за свою веру и ведет лишь к одному — к ассимиляции еврейского народа, которая и так идет в Германии полным ходом.

Сейчас в Германии проживает более 100 тысяч евреев, в большинстве своем — выходцев из стран СНГ. На это количество евреев к началу 21-го века приходилось около 30 музеев, так или иначе освещающих еврейскую тему, а начальных еврейских школ при этом — только три. О чем это говорит?

О том, что история повторяется. В нацистской Германии 30-х — 40-х годов антисемитизм вспыхнул не сам по себе. Он был послан евреям в ответ на их упорные старания стать немцами, слиться с массой жителей Берлина, Кёльна и других «высококультурных» городов, что славились своими прекрасными музеями, замечательными концертными залами и ресторанами с изысканной кухней. Евреи начали молиться на немецком, перестали читать молитву о возвращении в Иерусалим и провозгласили своим Иерусалимом Берлин.

Евреи Германии в первой трети 20-го века, так же как и их потомки, вновь поселившиеся на этой территории спустя несколько десятков лет, в большинстве своем сами решили «кипу не носить»: то есть отказаться от своего еврейства и приобщиться к немецкой нации.

А «новая Германия», в свою очередь, всячески способствует превращению еврейских иммигрантов в немцев, предоставляя им через семь лет после прибытия гражданство Германии и автоматически — гражданство Евросоюза. Несмотря на то, что официально одним из необходимых условий для иммиграции в Германию «по еврейской линии» указывается «исповедовать иудаизм», по сути, евреям достаточно не исповедовать никакой религии, чтобы влиться в ряды немецких граждан.

Да, во всех крупных общинах есть синагоги, еврейские кладбища, магазины и рестораны с кошерной кухней. В то же время многие небольшие общины, особенно в восточных землях, созданные приехавшими из стран СНГ, не имеют развитой еврейской структуры, что объясняется, в первую очередь, полным равнодушием многих прибывших к иудаизму или еврейской идентичности.

Но недаром сказано у пророка Йехезкеля от имени Вс-вышнего (Йехезкель, 20:32-33): «И задуманному вами — не бывать тому, сказанному вами “Будем, как (другие) народы, как племена (других) стран…”». В ответ на это равнодушие и начались в Германии в последние десятилетия демонстрации под антисемитскими и антиеврейскими лозунгами, нападения на синагоги и осквернения кладбищ, статьи, в которых содержатся резкие нападки на сионизм и Израиль. Рекомендация евреям не носить в общественных местах кипы является лишь логическим продолжением цепи событий, где ассимиляция неизбежно влечет за собой вспышку антисемитизма.

Перевод Батшевы Эскин


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы