Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эти рельефные фигуры могут рассказать нам многое о нас самих: о притеснениях, которым мы подвергались, о нашей стойкости и крепости нашей веры… О том, как издевалась над нами Европа, когда мы были изгнаны из нашей Святой Земли…

Несколько дней назад мир был буквально парализован страшным зрелищем пламени и клубов едкого дыма, извергающихся из горящей крыши парижского собора Нотр-Дам. Пожар наконец потушен, Нотр-Дам остался без крыши и шпиля, и люди во всем мире сочувствуют Франции.

Нотр-Дам был построен в XII веке и является в какой-то степени отражением парижской жизни, какой она была восемь веков назад. Подавляющее большинство населения было тогда неграмотным; материальное положение многих жителей мы описали бы сегодня как крайнюю нищету. Сложные фризы, статуи и витражи собора, иллюстрируя библейские сюжеты, были призваны передать христианам средневекового Парижа некие послания, научить их чему-то, внушить им определенные мысли и образы. Некоторые из самых известных работ на фасаде Нотр-Дам касались евреев.

Над главным дверным проемом собора находится резное изображение двух христианских святых: Анны и Иоахима, которые, как полагают, были бабушкой и дедушкой Иисуса. Так как эти люди были евреями, художник использовал местных евреев в качестве моделей.

Евреев в Европе едва терпели. Король Филипп II изгнал евреев из Франции в 1182 году, но в течение нескольких лет они начали просачиваться обратно в страну, поселяясь в некоторых городах, в том числе и в Париже. Их деятельность была строго ограничена: Латеранский Собор, созванный Папой Римским Иннокентием III в 1215 году, запретил евреям в Европе работать кем бы то ни было — только ростовщиками или старьевщиками. Кроме того, евреев обязали носить нелепую одежду, которая отличала их от христиан.

Мы знаем, что это была за одежда, потому что изображения подобным образом одетых евреев украшали Нотр-Дам в течение 800 лет. Выполненные в резьбе по камню еврейские гости на свадьбе одеты в бесформенные робы и остроконечные шляпы.

Слева на фризе показывается свадьба Анны и Иоахима в синагоге. Раввин, проводящий церемонию, облачен в талит. Рядом находятся Ковчег со Свитком Торы, стопка книг и нер тамид, «вечный огонь», который остается всегда зажженным в синагогах. Свиток Торы покоится на Биме. Рядом — два еврея, глубоко погруженные в какую-то дискуссию.

В то время, когда этот фриз был вырезан, евреи неустанно подвергались гонениям в Париже и всюду в Европе. В 1239 году Папа Римский Григорий IX направил письма епископам и королям Англии, Испании и Португалии, перечисляя десятки обвинений против Талмуда. Это привело к призывам уничтожить Талмуд. Нигде эту инструкцию не претворяли в жизнь с таким рвением, как в Париже. 3 марта 1240 года церковные чиновники ворвались в синагоги по всей Франции. Это был шаббат, и синагоги были полны. На глазах у беспомощных евреев конфисковывали и вывозили святые тома…

Французский король Людовик IX призвал к суду над Талмудом. Четыре раввина выступали в качестве защитников на этом суде; и конечно же, они проиграли, а Талмуд был осужден на сожжение. 17 июня 1242 года на Гревской площади рядом с Нотр-Дамом было публично сожжено около 10 000 томов Талмуда — 24 груженые доверху повозки. Это были все известные на тот момент экземпляры Талмуда, существовавшие во Франции.

Раби Меир из Ротенбурга, известный как Маарам, был свидетелем этого сожжения. Пораженный увиденным, Маарам написал знаменитую элегию Шаали серуфа ваэш («Спроси, спаленная в огне…») — эта скорбная элегия включена в сборник кинот (плачей), произносимых в день Девятого Ава. «Мои слезы образовали реку, что достигла Синайской пустыни и могил Моше и Аарона. Есть ли другая Тора, чтобы заменить Тору, которую вы взяли у нас?..»

Одно из рельефных изображений на фасаде Нотр-Дама говорит о многом. Женщина стоит с растрепанными волосами и поникшей головой, глаза ее, наподобие повязки, закрывает змея. Ее скипетр сломан, Скрижали выпадают из рук, а корона втоптана в пыль. Она — «Синагога», и нет необходимости объяснять, что этот сюжет отражает отношение средневековой Франции к евреям и иудаизму. Католическая церковь хотела, чтобы те, кто входит в Нотр-Дам, верили, что иудаизму пришел конец, он опущен и унижен.

Рядом с фигурой «Синагоги» — богато одетая женщина с гордо выпрямленной спиной с триумфальным видом держит чашу и посох с крестом. Эта фигура — «Экклезия», представляющая победоносную католическую церковь.

Эти аллегории христианского господства и еврейского унижения были настолько важны для католический церкви, что когда оригиналы были уничтожены во время французской революции, в 1800-ых годах их воссоздали и водрузили на фасад Нотр-Дама.

Над Синагогой и Экклезией — еще одно изображение евреев: Галерея Царей, показывающая 28 царей Иудеи и Израильского Царства. Они тоже были разбиты во время революции — и тоже заменены.

В начале XIV-го века казна короля Франции Филиппа III опустела, и поэтому он решил захватить имущество своих подданных-евреев. Это был не беспрецедентный шаг: евреи в средневековой Европе считались «слугами короля», а это значило, что евреи были его собственностью, и король мог поступать с ними так, как считал нужным.

22 июля 1306, на следующий день после Девятого Ава, по всей Франции были арестованы и заключены в тюрьмы 100 000 евреев. Там им сказали, что они приговорены к изгнанию; каждому еврею было позволено взять с собой, кроме той одежды, что надета на нем, лишь небольшую сумму денег — по 12 су на человека. В последующие месяцы король Филипп III продал собственность евреев с аукциона.

Приказ о высылке евреев был отменен следующим королем Луи Х, но в 1322 году последовало новое изгнание. Только несколько столетий спустя Франция стала безопасным местожительством для евреев.

В результате страшного пожара 15 апреля 2019 года крыша собора развалилась на две трети, разрушены часы и шпиль. Основные несущие конструкции собора, башни главного фасада и колокола пострадали незначительно. Передний фасад Нотр-Дама по-прежнему хранит художественные сокровища, отображающие историю евреев во Франции.

Эти рельефные фигуры могут рассказать нам многое о нас самих: о притеснениях, которым мы подвергались, о нашей стойкости и крепости нашей веры… О том, как издевалась над нами Европа, когда мы были изгнаны из нашей Святой Земли… О том, как Вс-вышний выводит нас: из Египта, из Франции, из СССР — с тем чтобы, по слову Пророков, вернуть нас в Землю Израиля. Это происходит в наши дни, на наших глазах.

Перевод: Батшева Эскин