Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эта заповедь не ограничена временем или местом. Она распространяется как на мужчин, так и на женщин. Детям тоже следует объяснять смысл этой заповеди и учить их правильно реагировать в различных ситуациях.

1. На иврите эта заповедь называется «тохаха» от глагола «леохиах» (укорять, увещевать, предупреждать). Написано в Торе («Ваикра», 19:17): «Увещевай своего ближнего, и не понесешь за него греха». Если какой-то еврей нарушил заповедь Торы (неважно, заповедь отношений между людьми или между человеком и Творцом), нужно подойти к нему и сказать о том, что этого делать нельзя — ведь вполне вероятно, что впоследствии он может повторить это нарушение. Нельзя также забывать, что каждый из нас в состоянии положительно влиять на других. Возможно, услышав высказанный в правильной форме упрек, человек задумается над своим поведением.

Эта заповедь не ограничена временем или местом. Она распространяется как на мужчин, так и на женщин. Детям тоже следует объяснять смысл этой заповеди и учить их правильно реагировать в различных ситуациях.

2. В эту заповедь включаются и попытки предостеречь человека от совершения проступка еще до того, как он совершил его. Кроме того, мудрецы сказали, что, видя просто недостойное поведение своего ближнего (даже если в этом нет запрета Торы или мудрецов), человек обязан подойти к нему и поговорить.

3. Как говорить с евреем, который нарушил заповедь из области «между человеком и Творцом?» Объяснить ему, что это грех, и постараться вернуть на правильный путь.

А если это заповедь из области «отношения между людьми»? Нужно не молчать, а сказать ему: «Почему ты сделал так-то и так-то? Почему ты обидел меня в том-то и том-то?»

4. Каждая еврейская община должна поставить себе во главу мудрого человека, который будет всех наставлять и помогать им исправлять ошибки. Хорошо, когда в качестве такого наставника избрали человека, уважаемого и любимого в общине, который способен также найти подход к людям.

Главная его задача — не упрекать или критиковать, а мягкими, искренними словами помочь человеку исправиться. При этом он, конечно же, не должен быть раздражен или рассержен. Известно, что очень часто юмор и улыбка помогают быстрее найти ключ к сердцу человека. Это снимает напряжение и помогает словам проникнуть в душу слушающих.

Как-то раз в Шабат рав Моше Штерн (в будущем — духовный наставник ешивы Каменец) провожал своего учителя рава Элияу Лупьяна. Они шли на дневную молитву в ешиву Хеврон. По дороге они увидели едущие машины. Лицо рава Лупьяна выразило глубокую боль: «Несчастные, нет никого, кто может объяснить им, насколько это серьезное нарушение. Может быть, вернемся назад? Я не могу смотреть на евреев, моих братьев, которые нарушают Шабат». Раби Моше показал учителю, что осталось идти совсем немного, и не имеет смысла возвращаться.

В тот момент возле них проехало такси. Водитель остановился и спросил, как проехать на улицу Яффо. Рав Элияу расплакался и сказал: «Как я могу ответить тебе, ведь в Шабат запрещено ездить на машине, но с другой стороны, как я могу отказать своему ближнему?»

Водитель был поражен. Он вышел из машины, подошел к рав Элияу и сказал: «Раби! Я никогда еще чувствовал, как наставляют по-настоящему… Моя мать тоже соблюдает Шабат, и все время кричит на меня, когда я все делаю наоборот, но я никогда не видел, чтобы она плакала. А ты — ты действительно желаешь мне добра». Что-то пробудилось в сердце водителя, и он решил оставить свою машину прямо у дороги.

«Я обещаю тебе, что больше не буду ездить на машине в Шабат. Вот тебе ключи от машины, а я приду забрать их после выхода звезд».

Рав Элияу объяснил ему, что эти ключи тоже нельзя носить в Шабат, и лучше их спрятать у обочины. После этого они разговаривали еще целый час. Войдя в ешиву, учитель сразу обратился к ученикам: «Не пытайтесь остановить хилуль Шабат (нарушение Шабата) при помощи насилия. Только любовью можно приблизить других евреев!»

23 октября — 22 апреля

4. Есть мнение, что фраза «И обрежьте ваше сердце…» («Дварим», 10) указывает нам также на то, что необходимо принимать все упреки и наставления и хорошо относиться к наставляющему нас. О том же, кто не воспринимает их, говорит Тора: «Не будьте жестоковыйны» («Дварим», 10). Человек, который ненавидит поучения и наставления, не сможет найти путь к раскаянию и по-настоящему вернуться к Всевышнему. Он останется со своими проблемами и грехами.

4. Не следует поучать своих близких и упрекать их за какое-то нарушение, если вы сами еще не избавились от подобных недостатков. Это нужно тщательно проверить, заглянув внутрь себя. Если вы не исправили этот недостаток в себе, есть большой шанс, что ваши слова никто не воспримет — ведь они не обладают должной силой.

***

В Талмуде приводится такой рассказ. У раби Яная было дерево, ветви которого выходили на улицу. Недалеко жил еще один еврей, у которого было такое же ветвистое дерево. Однажды люди пришли к раби Янаю и пожаловались на того еврея. Они говорили, что ветви его дерева мешают всем прохожим. Учитель выслушал их и попросил прийти завтра. Ночью же он нанял работника, чтобы отрезать все ветви своего красивого дерева, выходящие на дорогу. На следующий день к нему пришел тот еврей, и спросил, обязан ли он срезать ветви своего дерева. Раби Янай ответил:

— Да, иди и обрежь их.

Тот возразил:

— Но ведь у вас, раби, тоже есть такое дерево, а вы его не обрезали?!

— Иди, посмотри. Если оно не обрезано, то и ты не обрезай.

Гемара задает вопрос, почему раби Янай не мог сделать это позже. И отвечает: потому что есть такое правило: «Вначале исправь себя, а потом поучай других».

Великий рав Симха Зисл Зив из Келма учил духовного наставника ешивы, как правильно разговаривать с учениками, которые не выполняют заданий и плохо учатся. Во время одной из таких бесед раби Симха Зисл сказал: «Иногда, когда ты будешь обращаться к ученику и поучать его не раз и не два, а он не будет слушаться, ты можешь разозлиться на него. Тогда ты должен остановиться и подумать: “А смог бы я сам исправить свои недостатки после двух-трех замечаний?”

24 октября — 23 апреля

5. Некоторый знатоки еврейского закона полагают, что обязанность поучать или упрекать ближнего, когда тот нарушает заповеди (или собирается нарушить), относится только к такому человеку, который в какой-то степени близок к нарушителю, и поэтому тот не разозлится в ответ на упрек. Всех же остальных, в которых вследствие упрека пробудится злость и ненависть, не обязательно упрекать.

В Талмуде сказано: “Говорил раби Тарфон: “Вряд ли есть кто-либо в этом поколении, кто способен выслушать “тохаха” и принять ее””.

Раби Элазар бен Азария говорил: “Вряд ли есть кто-либо в этом поколении, кто бы мог поучать и упрекать других”.

***

В тот период, когда Мальбима избрали на пост главного раввина Бухареста, еврейская жизнь там была очень запущена. Люди недостаточно соблюдали заповеди и не учились, как следует. Мальбим решил изменить положение и пробудить жителей столицы к новой жизни. Однажды, проходя по улице, он заметил, как один бедняк заходит в нееврейский кабак и покупает там спиртное. На следующий день Мальбим давал лекцию, и в зале собралось много людей. Среди присутствующих он заметил того самого бедняка и решил начать именно с него. Ему хотелось донести до всех присутствующих, что весь город не просто спит, а опустился на очень низкую ступень.

“Вчера ночью я увидел сон, — начал рав, — который очень встревожил меня. Явился мне ангел и пригласил на небесный суд. Это был суд над всеми евреями Бухареста. Я тоже должен был сказать свое мнение о том, что происходит в городе. И вот, что я вижу перед собой: приходит ангел-заступник с большим мешком денег: “Это деньги цдаки, которую местные жители дают на помощь бедным” — и кладет мешок на весы. Затем приходит ангел-обвинитель и бросает на другую чашу весов несколько монеток. На удивление, эта вторая чаша с несколькими монетами оказалась тяжелее. Я сразу спросил, как несколько маленьких монеток могли перевесить чашу с полным доверху мешком. Мне ответили: “Это совсем не простые монетки, а последние деньги одного бедняка, на которые он купил себе спиртное в нееврейском кабаке. На эти деньги он мог купить еду своим домашним. Кроме того, это произошло в Шабат”.

Я был в растерянности и не знал что делать, но неожиданно ко мне приблизился один ангел и прошептал: “Привяжи к весам нити цицит или кожаные ремешки тфилин, а я буду тянуть вниз, чтобы чаша добрых дел перевесила чашу грехов”. Я сразу же отправился на поиски. Я обежал весь город, но не увидел никого с нитями цицит или с тфилин…”

25 октября — 24 апреля

6. Хотя человек и должен наставлять другого, но он не обязан нести из-за этого материальные потери. По этой же причине люди не делают “тохаха”, когда речь идет о преступниках, способных причинить вред и резко отреагировать на всякие нравоучительные беседы.

7. Если вы уже предупредили человека, а он продолжает нарушать заповеди или повторяет те же самые ошибки, вы не можете отвернуться от него, сказав “Я уже выполнил свою заповедь тохаха”. Нужно еще раз и еще раз указать на ошибку и попытаться убедить не делать этого, насколько это возможно. Эта обязанность лежит и на ученике по отношению к учителю, на молодом человеке — по отношению к более старшему, и даже на сыне — по отношению к отцу.

Единственное различие в том, что сыну нельзя говорить отцу: “Ты нарушил заповедь Торы!”, а он должен обратиться к нему уважительно, в форме вопроса: “Папа, в Торе написано так-то и так-то?” или “Помнишь, ты меня учил так-то и так-то?” Тогда отец сам поймет свою ошибку, но при этом не будет устыжен.

8. Человек обязан предупредить или попытаться остановить другого, даже если речь идет о нарушении одного из постановлений мудрецов.

9. Когда прекращается обязанность увещевать человека? Некоторые мудрецы считают, что увещевать другого следует до того момента, как тот начнет злиться и побьет упрекающего. Другие говорят — до того, как он начнет его проклинать. Есть и те, кто считают — просто до тех пор, пока он не станет гневаться и сердиться на собеседника. С этого момента заповедь увещевать того, кто готов это воспринять, сменяется другой заповедью: не говорить, если вас не готовы слушать.

10. В момент “тохаха” нельзя позорить и обижать человека, поскольку сказано: “Увещевай ближнего своего… и не понесешь за него греха”, т.е. нельзя, пытаясь выполнить одну заповедь, нарушать при этом другую. Поэтому не следует делать это при людях или слишком резко. Нужно также дать понять человеку, что вашей целью является помочь ему, и что у вас нет к нему никаких личных претензий.

Однажды в Шабат, когда раби Ицхак Эльханан Спектор, рав Ковно, прогуливался со своим секретарем раби Яаковом Лифшицем, они заметили одного еврея, курящего сигарету. Он двигался им навстречу. Когда он увидел раби Эльханана, то сразу выбросил сигарету.

Проходя мимо, раби Эльханан приветливо поздоровался с ним. Раби Лифшиц удивился:

— Рав, почему вы ничего не сказали ему? Может быть, хотя бы не нужно было улыбаться ему при встрече?

— Когда я улыбнулся ему, он подумал, что я не видел его с сигаретой в руках. Он не хочет, чтобы я видел, как он нарушает Шабат, а значит, постарается больше не курить на улице в Шабат.

26 октября — 25 апреля

11. Если человек нарушает заповеди втайне от других, то и упрекать его необходимо приватно, не в присутствии других людей. Если же он нарушает заповеди Торы на виду у всех, разрешается обратиться к нему прилюдно и предупредить его, что так делать нельзя. Если никто не сделает тохаха сразу, это будет выглядеть осквернением Имени Бога, а подобное бездействие допускается только в самых крайних случаях.

Если этот человек никого не слушает и продолжает заниматься своим делом, бейт-дин может распространять компрометирующую его информацию. При этом резкие выражения и “добрые” пожелания не считаются чем-то запрещенным.

Все это касается нарушений Торы, касающихся отношений “между человеком и Богом”. Если же речь идет о нарушениях, связанных с отношениями между людьми, то не следует упрекать человека открыто.

12. Если вы не хотите поучать нарушителя или вашего обидчика, зная о его ограниченных умственных способностях или других проблемах, связанных с его низким статусом или состоянием здоровья, то разрешено простить ему в сердце нарушения и не упрекать. Это считается нравственным и положительным поступком (мидат хасидут). Главное, чтобы в сердце не оставалось злобы и желания отомстить.

27 октября — 26 апреля

13. Любой человек, который может сделать упрек другим людям таким образом, чтобы его слова были услышаны и, тем самым, помочь им избежать дальнейших нарушений, но не делает этого, получает наказание, даже если сам является праведным человеком. Если он не предупредил своего ближнего и не попытался остановить его (объяснив, в чем дело), он в каком-то смысле сам становится соучастником тех же самых нарушений и проступков.

14. Если человек не обращает внимания на то, что делают его домашние и не анализирует их поступки (чтобы предупредить различные нарушения), он тоже несет ответственность за их поведение.

Тем не менее, замечания нужно делать в спокойной и даже мягкой форме. При этом человек должен быть абсолютно свободен от чувств гнева, раздражения, и т.п.

Мудрецы говорили, что глава семьи не должен держать всех в напряжении и страхе. В конечном итоге, это навредит и ему самому. [Когда он только делает вид, что злится и проявляет строгость, должен быть внимателен, чтобы не рассердиться по-настоящему]

Если же отец или мать чувствуют, что этот разговор с ребенком (тохаха) пробудит в них самих отрицательные эмоции и злость, они освобождены от заповеди “тохаха”.

15. Когда дети поддались влиянию улицы и т.п., исправить это — очень непростая задача. Тем не менее, в большинстве случаев, с помощью огромного запаса любви и терпения, родители могут вернуть их на правильный путь. [Иногда стоит делать акцент не на религиозные моменты, а просто на хорошее поведение. Однако если человек видит, что один из детей плохо влияет на других, он должен хорошо обдумать, как поступать. В таких случаях необходимо советоваться с раввинами].

В наше время многие авторитетные раввины считают, что не следует быть слишком строгим и постоянно делать ребенку замечания. Подобное поведение пробуждает в нем чувство протеста, и, не дай Бог, можно получить результаты, противоположные приложенным усилиям. Нужно просто быть внимательным и выбирать время для того, чтобы обсудить ту или иную проблему.

Однажды к раби Йехезкелю Абрамскому пришел молодой человек и начал говорить с ним о Торе. Во время беседы он рассказал, что в данный момент изучает законы “Бен сорер” (о непослушном сыне). Эти законы подробно разбираются в трактате Санхедрин. Как только затронули эту тему, раби Йехезкель сразу вспомнил историю, которая приключилась с ним в России, когда он занимал пост раввина:

— Ко мне пришла заплаканная женщина и сказала: “Раби, пожалуйста, помолитесь за моего сына, чтобы тот умер. Его забирают в армию, а там он не уже не сможет оставаться евреем. У него будут такие испытания, перед которыми он не сможет устоять. Лучше ему умереть в чистоте, с верой в Бога, окруженным заповедями”.

Раби Йехезкель попросил женщину успокоиться и задал ей несколько вопросов. Выяснилось, что она уже в возрасте, и это ее единственный сын. И, несмотря на это, она считала, что лучше ему умереть, чем отойти от Торы. По щекам раби Йехезкеля потекли слезы, и в итоге он ответил: “Зачем же молиться, чтобы он умер? Лучше помолиться, чтобы он смог преодолеть все препятствия и остаться кошерным евреем!”

Как выяснилось впоследствии, этот молодой человек стал одним из немногих, кто смог вернуться домой, не потеряв веры и всего то, что обрел в юности. Рассказав эту историю, раби Йехезкель обратился к гостю и сказал: “В тот момент я в полной мере ощутил все, что вложено в закон о “Бен сорер” (непослушном сыне). Его ужасное поведение и непослушание не оставляет ни капли надежды на исправление. Поэтому Тора и говорит, что лучше казнить его сейчас “аль шем софо” (предвидя его плохой конец). Ведь по закону родители, которые так любят своих детей, сами должны были привести своего непослушного сына к судьям, то есть они тоже должны были, в каком-то смысле, просить, чтобы тот умер уже сейчас и не вырос грешником”.

28 октября — 27 апреля

16. Если вы уверены, что увещевание не будет воспринято, иногда лучше промолчать, поскольку лучше, чтобы человек нарушал заповедь по ошибке, а не злонамеренно. Тем не менее, следует очень хорошо взвесить, не принесет ли “тохаха” пользу. Ведь если нарушитель исправится, это будет огромной заслугой тому, кто помог ему в этом.

17. Те люди, которые выросли вдалеке от традиции, и не знали, в чем проявляется их связь с еврейским народом, имеют статус “тинок шенишба” (плененный ребенок[1]). Когда они нарушают заповеди, не следует показывать свое критическое отношение к ним и, тем более, ругать их. Вначале нужно попытаться сблизиться с ними и рассказать о Торе и заповедях.

18. В случае, когда оскверняется Имя Всевышнего, есть обязанность упрекать других, чтобы молчание не было воспринято как знак согласия. Кроме того, отрицательное поведение часто может повлиять на других людей.

Один человек рассказал Хазон Ишу о своем соседе, который каждый Шабат выполняет запрещенные работы: красит или строит на виду у всех. Он спросил, что ему делать, когда в очередной раз сосед начнет работать в Шабат.

— Не нужно ему ничего говорить, — ответил раввин.

— А что будет с заповедью “тохаха”?

— Еврей, который каждый Шабат работает на виду у всех, не будет ничего слушать. С ним наверняка уже пытались говорить другие.

— Но ведь речь идет о “сафек деорайта” (Если мы не уверены, нужно ли сделать какую-то заповедь Торы, то лучше сделать. Когда же мы сомневаемся относительно постановления мудрецов, это не обязательно)?

— Точно также, как есть заповедь говорить, есть и заповедь молчать. Все зависит от ситуации.

— Даже если я не обязан сделать “тохаху”, почему не обратиться к нему и не попытаться что-то изменить?

— Тому, кто наверняка не услышит, лучше и не говорить, как сказано (“Мишлей”, 9): “Не обличай кощунствующего, ибо он возненавидит тебя”. Тебе нельзя пробуждать в нем ненависть. Кроме того, чем больше ты с ним говоришь, тем больше он становится “мезид” (нарушающим сознательно).

29 октября — 28 апреля

19. В особых ситуациях, когда человек не обращает внимания на предупреждения и речь идет об осквернении Имени Всевышнего, разрешается применить силу, чтобы предотвратить нарушение. Однако предварительно следует все хорошо взвесить и посоветоваться с компетентным раввином.

20. Есть и другие заповеди в Торе, направленные на то, чтобы помочь другим или остановить их:

а) “Не стой над кровью своего ближнего”;

б) “Кидуш Ашем” (освящение Имени Творца);

в) любить Всевышнего;

г) возвращать потерянные души;

д) принцип “Все евреи ответственны друг за друга”.

Следовательно, зачастую даже когда человек будет освобожден от заповеди “тохаха”, он должен будет действовать подобным образом во исполнение других заповедей.

***

Однажды Хафец Хаим позвал к себе юношу, который сошел с правильного пути и начал курить в Шабат. Их разговор длился всего несколько минут, и никто не слышал, о чем они говорили. Через короткое время люди заметили, что этот молодой человек изменил свой образ жизни и перестал нарушать законы Торы.

Прошло много лет. В маленький городок в Америке приехал рав дать лекцию. Все собрались в синагоге в назначенное время. Во время урока рав рассказал также и о том молодом человеке, который встречался с Хафец Хаимом, но подчеркнул, что до сих пор никто так и не узнал, о чем они говорили, и как мудрецу Торы удалось за такое короткое время повлиять на юношу. После урока к раву подошел один пожилой человек и рассказал со слезами на глазах, что он и есть тот юноша. Рав был очень рад такой встрече и сразу попросил рассказать ему, о чем они говорили в комнате.

— Хафец Хаим не говорил со мной. Он просто взял мою руку, заплакал и начал повторять: “Шабат!.. Шабат!..” Одна слеза упала мне на руку. Она до сих пор обжигает меня…»

21. Многие знают, что есть заповедь любить Всевышнего, но не все знают, что эта заповедь обязывает нас помочь и другим полюбить Его. Если мы встречаем людей, далеких от веры и традиций, нам следует помочь им открыть эту любовь в сердце. В особенности это касается человека, который знает о своих особых способностях и имеет особое влияние на людей. Даже тот, кто полностью посвящает себя изучению Торы, обязан помогать другим, насколько это возможно.

 


[1] Так как такой ребенок вырос вдалеке от евреев Торы, он не имел возможности ничего узнать о ее законах, и поэтому не несет ответственности за то, что нарушает их.

 


Десять лет жизни посвятил Рамбам написанию этого знаменитого труда, в котором он предпринял попытку составить полный кодекс законов по всем вопросам, связанным с выполнением заповедей. Читать дальше