Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
На родителях лежит обязанность приучать ребенка к вещам, связанным со святостью, воспитывать в них хорошие качества характера и богобоязненность

1. Отец обязан обучать своего сына Торе, как сказано («Дварим», 11:19): «И будут эти слова, которые Я заповедаю тебе сегодня, на твоем сердце; и научи этому своих сыновей…». Есть также заповедь рассказывать сыну о выходе из Египта в Пасхальную ночь, как сказано («Шмот», 13:8): «И будешь рассказывать своему сыну в тот день…».

2. Ребенок обязан исполнять заповеди, только когда ему исполнилось 13 лет. Но до этого момента родители должны обучать его заповедям Торы и постановлениям мудрецов, чтобы подготовить его к совершеннолетию. Таким образом, к совершеннолетию ребенок уже должен уметь самостоятельно учиться и исполнять заповеди.

3. Для каждой заповеди существует свой возраст, с которого необходимо начать обучение данной заповеди. Чем старше и способней ребенок, тем больше его посвящают в тонкости устной традиции и тем больше он участвует в общественных молитвах.

4. По мнениям многих мудрецов Торы, обязанность воспитывать и обучать детей распространяется также и на мать.

5. На родителях также лежит обязанность приучать ребенка к вещам, связанным со святостью, воспитывать в них хорошие качества характера и богобоязненность. И, конечно же, нужно непрестанно молиться о том, чтобы дети выросли праведными людьми и учили Тору.

2 ноября — 2 мая

6. Как только ребенок начинает говорить, следует научить его правильно произносить первый отрывок «Шма, Исраэль». По мнению Рабейну Тама, как только ребенок достиг возраста шести-семи лет, следует приучать его говорить Шма с благословениями, в установленное для этого время (утром и вечером). По мнению Раши[1], в таком возрасте нет смысла обязывать ребенка читать Шма, поскольку он еще не приучен рано вставать, а вечером не находится рядом с отцом. Во многих общинах принято придерживаться мнения Рабейну Тама.

Однако, что касается молитвы Шмонэ эсре то, по всем мнениям, с этого возраста нужно приучать ребенка молиться эту молитву в шахарит и минху (утреннюю и дневную молитву).

Не запрещают ребенку (до 13 лет) есть до кидуша, до авдалы или перед утренней молитвой.

7. Что касается запретительных заповедей, то с того момента, как ребенок начинает понимать, когда ему говорят, что какое-то действие запрещено, отец обязан предупреждать его и отдалять от запрета. Это касается не только запретов Торы, но и постановлений мудрецов.

Существует мнение, что в отношении запрета мудрецов отец не обязан останавливать ребенка, если тот делает что-то запрещенное для своих нужд.

8. Если отец не выполняет своих обязанностей и не принимает меры, чтобы отдалить сына от нарушения того или иного запрета Торы, то бейт-дин или другие люди могут предупредить его и упрекнуть в этом. Однако когда речь идет о запрете от мудрецов, то такой обязанности нет.

9. По мнению «Шульхан Аруха» только отец обязан предупреждать и останавливать подростка, когда речь идет об употреблении некошерных продуктов. По мнению Рамо, это обязанность лежит на всех, кто видит и знает об этом. Поэтому на практике, если речь идет о запрете Торы, то принято следовать мнению Рамо, а в случае запрета мудрецов полагаются на мнение «Шульхан Аруха».

Так что если человек заметил, что нееврей кормит еврейского ребенка некошерными продуктами, запрещенными в употребление по постановлению мудрецов, он не обязан вмешиваться и пытаться остановить их. Ответственность за это лежит только на отце. Если же речь идет о запрете Торы, то любой человек обязан попытаться остановить его.

Раби Йеуда Цадка, глава ешивы «Порат Йосеф», узнал, что один из его знакомых забрал своих детей из школы, в которой особое внимание уделялось воспитанию в духе Торы, и отправил их в другую школу, где направление было противоположным. Пришел к нему раби Йеуда и начал говорить о том, насколько этот шаг может повлиять на жизнь его детей и всей семьи. В какой-то момент отец не выдержал и со слезами на глазах начал рассказывать о своей жене. Он объяснил, что это она все время настаивала на этом.

— Что же мне все время ругаться с ней? — опустив глаза, спросил отец.

— Нет, конечно, — ответил раби Йеуда, — но ты должен поститься и плакать перед Богом…

Эти слова проникли в сердце молодого отца. Он начал поститься и молиться за своих детей. Подобно человеку, находящемуся в трауре, он сидел на полу и плакал. Когда жена увидела, что происходит с ее мужем, в ее сердце вновь загорелся настоящий еврейский огонек. Это было то тепло, которое веками хранило еврейский народ и его культуру.

Со временем эти родители удостоились увидеть, как их сыновья распространяют Тору в народе Израиля.

3 ноября — 3 мая

10. Если маленький ребенок (еще не достигший возраста, в котором начинают понимать, когда ему говорят, что какое-то действие запрещено), взял сам некошерный продукт, ни отец, ни бейт-дин не обязаны принимать какие-либо меры. То же касается действий, запрещенных в Шабат.

Однако даже в тех случаях, когда закон не обязывает отца или других людей останавливать ребенка, который ест некошерные продукты, мудрецы предупреждают, что желательно остановить ребенка, поскольку некошерная еда влияет на его душу и закрепляет в нем негативные качества (иногда это дает о себе знать только через десятки лет).

11. Если ребенок делает запрещенное Торой действие для других, а не для себя, предполагая, что так хотят его родители или другие люди, по всем мнениям есть обязанность предупредить и остановить его. В случае, когда речь идет о запрете мудрецов, такой обязанности нет.

12. Существуют некоторые вещи, которые запрещены взрослому, но разрешены ребенку, например, разрешается стричь ребенка в холь-а-моэд[2], а также трубить в шофар в Рош-а-шана, после того, как он уже услышал звуки шофара и выполнил заповедь слушать шофар.

13. Для того чтобы научить ребенка благословениям, отцу разрешается благословлять с произнесением Имени Всевышнего (с Шем и малхут[3]), даже когда он не обязан произносить это благословение (например, в кидуше, авдале и биркот а-неэнин). В данном случае он не нарушает запрета «не произносить Имени Всевышнего впустую».

14. Родители должны следить за тем, чтобы такие вещи, как злословие, употребление некрасивых слов, грубость и наглость, не стали для ребенка чем-то привычным и обыденным. Если родители не будут предупреждать ребенка и объяснять ему, как правильно себя вести, в более зрелом возрасте исправить это будет гораздо труднее.

15. Если ребенок (до 13 лет) ворует или причиняет вред другим и т.п., бейт-дин должен принять меры, чтобы это не вошло в привычку. Иначе ребенок вырастет преступником и перейдет к более серьезным нарушениям.

4 ноября — 4 мая

16. Взрослому человеку запрещено просить маленького ребенка нарушить запрет или собственноручно кормить ребенка некошерной едой, даже если он не достиг еще возраста, когда начинает понимать сказанное ему, что какое-то действие запрещено.

Запрещено также собственноручно давать ему некошерный продукт, даже если он запрещен только по мнению мудрецов и даже, если он предназначается только для какой-то игры — ведь ребенок наверняка возьмет это в рот и начнет есть.

17. Запрещено вносить маленького коэна, даже если речь идет о грудном ребенке, в помещение, в котором находится мертвый, или на кладбище. Но если ребенок сам вошел, нет обязанности выводить его оттуда. Жене коэна разрешается рожать в больнице, несмотря на то, что она предположительно родит мальчика. (Проблема в том, что в больницу часто попадают тяжелобольные люди, которых не удается спасти. Таким образом, там могут находиться мертвые).

18. Запрещено приучать маленького ребенка нарушать законы шабата или йом-това, например, просить его переносить ключи из одного владения в другое в месте, где нет эрува.

19. Нет обязанности воспитывать совершеннолетнего ребенка. Однако, как и любой другой человек, родитель обязан предупредить и упрекнуть его, заметив, что тот нарушает или пренебрегает какими-либо заповедями.

 


[1] Рабену Шломо Ицхаки, самый известный комментатор Талмуда и Писания, жил в 11 в. Раби Яаков Там, его внук, стал одним из первых Тосафот.

[2] Полупраздничные дни между первым и последним днями Песаха и Суккота.

[3] То есть, полный вариант благословения. Стандартная формулировка благословений начинается словами «Благословен ты, Бог, Господь и Царь Вселенной…».

 


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.