Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
  • 1. Когда кто-то из народа Израиля находится в опасности, необходимо сделать все возможное, чтобы спасти его, как написано («Ваикра», 19:16): «Не стой на крови своего ближнего». Тот, кто может помочь, но ничего не делает, нарушает запрет Торы. Например, если человек видит, что кто-то тонет, или за ним гонятся разбойники или дикий зверь, он обязан спасти его, если это в его силах. То же касается и ситуации, когда человеку становится известно о готовящемся нападении.
  • 2. Заповедь спасти ближнего распространяется как на мужчин, так и на женщин. Есть обязанность спасать не только здорового и взрослого человека, но также ребенка, старца, больного или слабоумного.
  • Однажды рав Шалом Швадрон отправился со своим сыном к врачу. По дороге они повстречали знаменитого рава Айзека Шера (главу ешивы «Слободка»), и тот спросил, куда направляется рав Шалом. Услышав, что они идут к врачу, он спросил: «Почему?» Рав Швадрон объяснил, что сын заболел. Вопрос повторился, и рав Шалом еще раз спокойно объяснил. Когда рав Шер повторил тот же самый вопрос еще несколько раз, то в какой-то момент рав Швадрон замолчал, не понимая, что происходит.

    Тогда рав Айзек сказал: «Животные тоже заботятся о своем потомстве. Они приносят своим малышам все необходимое и защищают их. Но ведь есть разница между человеком и животным. Когда ты ведешь своего сына к врачу, ты должен помнить, что помогаешь не только своему сыну, но и одному из сыновей народа Израиля. Так должен каждый еврей заботиться о своих детях: не из животного инстинкта, а помня, что сама Тора повелела помогать другим!»

  • 3. Некоторые знатоки еврейского закона считают, что когда жизни человека угрожает явная опасность, необходимо действовать, даже если те, кто отправился на помощь, могут оказаться в ситуации возможной опасности для жизни. Но мудрецы последних поколений постановили, что если сам спасатель действительно окажется в ситуации, где существует возможная опасность для его жизни, он освобождается от обязанности спасать другого человека. При авариях или несчастных случаях необходимо решать все быстро, но ведь спешка и паника тоже не раз губили людей. Поэтому в подобных ситуациях следует правильно оценить ситуацию, все быстро взвесить и тогда уже действовать.
  • Однажды в г. Воложине начался пожар. Когда приехали пожарные, глава Воложинской ешивы, рав Хаим Соловейчик, принялся помогать им и делал все на удивление быстро. Его задачей было искать детей, которые в панике потеряли своих родителей. Когда он ловил этих малышей, разбегающихся по соседним улицам, он поднимал их и бежал обратно. Двое были у него на плечах, один на руках и еще один бежал сзади. Он передавал их родителям и опять удалялся на поиски. Неожиданно все заметили, что рав Хаим куда-то исчез. «Мы его уже давно не видели. Не случилось ли чего»? — начали спрашивать все вокруг. Некоторые отправились на поиски, но он в этот момент находился в самом опасном месте. Его заметили, когда он уже выскакивал из пламени с двумя малышами на руках. Как оказалось, проходя мимо горящего дома, он услышал детский плач, и сразу бросился на помощь.

  • 4. Тора заповедует спасти ближнего, даже если для этого понадобится потратить свои деньги. Если человек не может сделать все необходимое сам, следует нанять других людей или попытаться откупиться.
  • Если у преследуемого есть необходимая сумма, он обязан после освобождения вернуть эти деньги тому, кто заплатил вместо него. То же касается и человека, которого выкупили из плена.

  • 5. Если человек бежал по улице, чтобы успеть спасти ближнего, и при этом сломал какие-то вещи (принадлежащие любому из находящихся там), он не обязан компенсировать нанесенный ущерб. Этот закон установили мудрецы, чтобы побудить человека к спасению других людей.
  • 7. Есть обязанность спасти человека, даже если он кричит «Не спасайте меня». Но в некоторых случаях, если была особая причина, из-за которой тот не хотел чужой помощи, то его не могут обязать возвращать спасителю деньги, потраченные на спасение.
  • 8. Некоторые знатоки еврейского закона считают, что к этой заповеди относится и запрет скрывать информацию или отказываться от дачи показаний, когда речь идет о спасении имущества другого человека. Следовательно, запрет нарушается в любой ситуации, когда у человека была возможность уберечь другого от финансовых потерь, и он не сделал этого.
  • Другие мудрецы считают, что данная заповедь включает в себя также повеление остановить ближнего, когда тот собирается нарушить какую-то из заповедей Торы.

  • 9. Человека, который сдает других евреев властям или пытается увести их от настоящей веры, спасают, только если он раскаялся и отказался от подобных действий и взглядов.
  • 10. Нет обязанности спасать человека, который не обращает внимания на предупреждения и продолжает нарушать заповеди.
  • 11. Человек, который не пытается помочь пленным и не делает все возможное, чтобы вытащить их из тюрьмы, нарушает не только заповеди «не стой на крови своего ближнего» и «люби ближнего, как самого себя», но и еще пять заповедей Торы.

  • 10 Заповедей на Скрижалях Завета — квинтэссенция всех заповедей Торы. Пять из них говорят об отношениях между людьми, то есть о сфере взаимодействия «человек-человек», и пять — относятся к сфере «человек-Всевышний». Читать дальше