Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет «не возжелай» нарушается, если речь идет об имуществе, принадлежащем любому еврею. Не является исключением также и имущество нездоровых людей, например, глухонемых, слепых или сумасшедших.

1. Написано в Торе («Дварим», 5:18): «Не возжелай жены своего ближнего, не вожделей ни дома своего ближнего, ни его поля, ни раба, ни рабыни, ни быка, ни осла — ничего, что принадлежит твоему ближнему». Объясняют мудрецы, что вначале человек просто размышляет о какой-то вещи, затем в нем появляется желание приобрести ее, а впоследствии его руки сами начинают тянуться к этой вещи, даже если она принадлежит другому.

Вот как этот механизм упоминается в книге «Пророков» («Миха», 2:2): «И возжелают чужие поля — и отнимут, и возжелают домов — и захватят». В приведенных выше отрывках используются слова хемда и таава. Хемда — это этап, когда в человеке уже зафиксировано желание, и его внимание сосредоточено на том, как приобрести желанную вещь, а таава — означает страсть, страстное желание обрести и овладеть (в русском переводе используется слово «вожделение»).

Рамбам в «Книге заповедей» более подробно объясняет, чем отличается «желание» (хемда) от «вожделения» (таава), о котором упомянуто в Десяти Речениях раздела «Ваэтханан». Заповедь 265 запрещает нам прибегать к уловкам, чтобы приобрести находящееся во владении одного из наших братьев. Она гласит: «Не возжелай дома своего ближнего». 266-я заповедь запрещает нам, испытывая вожделение, мысленно желать того, чем обладает наш брат, ибо это заставит нас искать пути присвоить его достояние.

К сожалению, часто случается так, что на воровстве и грабеже не останавливаются. Следующий шаг — это убийство, ведь вору будут пытаться воспрепятствовать. Когда наши мудрецы говорили об этом, они приводили случай с Ахавом и Навотом:

В эпоху Первого Храма, когда на территории Израиля существовали Северное царство (Израиль) и Южное царство (Иудея), в определенный момент Северным Царством правил царь Ахав. Он был женат на принцессе Изевель, которая принесла в еврейскую среду иноземный культ Баала, и сам царь помогал ей в насаждении этого языческого верования. Несмотря на это, Всевышний посылал Ахаву военные победы, ибо тот заботился о своем народе и был хорошим правителем в том, что не касалось религии.

Но после того как Ахав присвоил виноградник Навота, на который давно положил глаз (Изевель обвинила Навота в преступлении, которого тот не совершал, и Навот был казнен, а имущество отправилось в царскую казну), Всевышний отвернулся от него, передав через пророка Элияу, что в скором времени Ахав погибнет, и кровь его прольется именно в том винограднике, который ранее принадлежал Навоту.

2. Запрет «не возжелай» нарушается, если речь идет об имуществе, принадлежащем любому еврею. Не является исключением также и имущество нездоровых людей, например, глухонемых, слепых или сумасшедших.

3. Этот запрет не ограничен ни временем, ни местом. Как мужчины, так и женщины должны следить за своими мыслями и желаниями, и приучать к этому своих детей.

12 ноября — 12 мая

4. Разрешается предлагать другому продать какую-либо вещь в том случае, когда это не нарушает этические принципы и нормы поведения. Однако если владелец вещи отказывается, то запрещено продолжать думать о ней в поисках путей приобретения. Это и есть нарушение запрета «не возжелай». В данном случае не имеет значения, о какой вещи или объекте идет речь. Запрет нарушается, даже если была предложена большая сумма, и к владельцу послали множество людей с целью уговорить его совершить сделку купли-продажи. (То, что он, в конечном итоге, согласился продать, не говорит о кошерности пути к сделке.)

Тот, кто упрашивает другого поделиться с ним своей мудростью и обучать его за деньги, не нарушает запрета, поскольку речь не идет о материальной вещи.

6. Под этот закон подпадает любой человек, который принудил (заставил) другого продать ему свою вещь. Сделка, совершенная под давлением, является действительной, и продавший не может передумать. Но, тем не менее, тот, кто купил что-либо таким образом, считается грабителем: он нарушил запрет Торы, и его свидетельство не принимается в суде.

Нарушение происходит даже в случае, когда продавцу наносится лишь небольшой ущерб, а для покупателя это большой выигрыш; и даже если при этом он платит продавцу крупную сумму (например, человек просит соседа продать ему кладовку, чтобы расширить свою квартиру — мол, ты все равно этой кладовкой особенно не пользуешься)

7. Подведем итог. Тот, кто горячо желает заполучить чужое, нарушает один запрет Торы. Тот, кто вожделеет и уговаривает другого продать ему до тех пор, пока тот не поддастся давлению и не продаст, — нарушает два запрета: «Не возжелай» и «Не вожделей». Однако есть мнение, что два последних высказывания относятся к одному и тому же запрету Торы.*

Тот, кто украл чужую вещь, нарушает кроме первых двух, еще и заповедь «Не укради».

В Хануку состоялся розыгрыш призов, и Яаков выиграл очень красивый конструктор. Авраам, который старше Яакова на несколько лет, тоже получил подарки. Однако увидев новый конструктор, он сразу захотел поменяться с младшим товарищем. Авраам думал, как запугать Яакова и заставить его отдать конструктор. (В этот момент он нарушил запрет «не вожделей»). Потом мальчик выбрал удобный момент и показал младшему другу новые книги, полученные в Хануку. Яаков сразу понял, что задумал его товарищ и не отреагировал на это. Тогда Авраам сделал грустный вид и рассказал, что на самом деле у него уже есть такая книга дома, а в подарок он всегда хотел получить только конструктор. Но и на это Яаков не отреагировал. Тогда Авраам подослал к нему своих друзей, уговаривающих обменяться подарками. Увидев, что ничего не помогает, Авраам начал вести себя очень резко. Он угрожал Яакову и оскорблял его в присутствии одноклассников. Вернувшись домой, мальчик рассказал родителям обо всем, что произошло. Отец выслушал его и сказал: «Я очень рад, что ты не поддался Аврааму. Теперь у твоего друга будет на одно нарушение меньше. Ведь одно дело — желать, а другое — отнять у человека вещь без его согласия».

13 ноября — 13 мая

8. Запрет не нарушается, если речь идет о товаре, выставленном на продажу. Даже если человек не уверен, продается ли эта вещь, разрешается спросить об этом или попросить продать ему. Тора запрещает только уговаривать и оказывать давление.

Если владелец магазина не хочет продавать этот товар в данный момент, а вы уговариваете его, то, по некоторым мнениям, в этом случае тоже нарушается запрет «не возжелай».

9. Если приобрести вещь хочет человек, занимающий важный пост (имеющий особое положение в обществе), вполне вероятно, что ему не откажут, поэтому ему нужно быть гораздо осторожней в этих вопросах.

Господин Смокер работает управляющим на большом заводе. Под его началом — десятки рабочих. Его считают умным и волевым человеком, но справиться с такой вещью, как курение, ему не удается. Дошло до того, что он начал интересоваться платными процедурами, способными помочь ему избавиться от вредной привычки. Сам он решил, что нужно перестать покупать сигареты, и теперь каждый день для него — настоящее испытание.

Иногда он не выдерживает и бежит по заводу в поисках курильщиков. Ему нужно быть очень осторожным, чтобы не нарушить запрет Торы, ведь среди тех, у кого он попросит сигарету, могут быть люди, которые дадут ему только из-за желания угодить начальнику. Если бы это был другой человек, они и не дали бы. Другими словами, его особое положение вынуждает некоторых работников отдавать ему что-то без особого на то желания.

14 ноября — 14 мая

10. Запрет нарушается не только, когда человек настаивает, чтобы ему продали какую-либо вещь, но и когда он просит ее в подарок.

В случае если известно, что материальное положение семьи ограничено и не хватает средств, чтобы обеспечить достаточное питание всем ее членам, то гости, которые просят добавки, тоже должны понимать, что хозяин вряд ли откажет и наверняка отдаст даже то, что планировал оставить для своей семьи. Если он приносит добавку из-за того, что чувствует себя неудобно, то кроме вышеупомянутых запретов иногда это может также быть нарушением запрета «не красть».

Подобное может происходить и между соседями, когда один из жильцов просит других подписать разрешение на достройку, или между сватами, когда одна сторона требует выделить больше денег на свадьбу дочери, чем договаривались изначально.

11. Если по закону Торы человек обязан продать или отдать (вернуть) вещи или деньги другим, и на него оказывают давление, чтобы он сделал это, то запрет не нарушается. Здесь допускается и использование различных манипуляций, способствующих ускорению процесса.

12. Несмотря на то, что зависть считается негативным качеством, человек, который завидует другому, не нарушает запретов «не возжелай» и «не вожделей», ведь зависть (в чистом виде) не сопровождается планами приобретения чужого имущества.

Господин Сильверстон увидел своего знакомого в новой машине, и она ему очень понравилась. Если он сказал про себя: «Где бы я мог приобрести такую же?», это не считается нарушением запрета, ведь он не желает приятелю зла и не стремится приобрести именно его вещь. Эти слова свидетельствуют только о зависти. Если же он сказал: «Зачем ему такая машина? Почему он позволяет себе такое…», — это не что иное, как «айн а-ра» (сглаз).

Запрет «не вожделей» нарушается только, если Сильверстон начинает размышлять, как убедить своего знакомого продать ему эту машину.

Запрет «не возжелай» нарушается только, если, в конечном итоге, ему удается уговорить этого знакомого отдать или продать свою вещь.

 


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?