Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многие родители готовы чуть ли не с младенческого возраста вкладывать в руки ребенку скрипку. Иудаизм считает, что воспитывать детей следует в соответствии с проявленными ими наклонностями. В противном случае, речь будет идти о банальной дрессировке.

Термин воспитание настолько прочно связан со словом дети, что «покуситься» на их «спарринг-партнёрство» всё равно, что отрицать мощнейший стереотип — «все мы родом из детства». Но в том и состоит особенность еврейской цивилизации, что она чужда любым формулам и, безусловно, требует исследовательского подхода ко всему!

Знаменитая во всём западном мире «еврейская манера» отвечать вопросом на вопрос проистекает именно из этой многотысячелетней безусловности любопытства. И как всегда, «особое мнение» еврейского взгляда на самые устоявшиеся в нашем сознании вещи окажется, надеюсь, интересной альтернативой всему «хрестоматийному».

Мы начнём с высказывания того, кого евреи полагают мудрейшим из людей — Шломо, сына Давида, более известного бывшим советским детям под именем «Сулейман ибн Дауд, мир с ними обоими».

Итак, слово царю Соломону (Мишлей, 22:6[1]):

«Воспитывай юношу в соответствии с его путём, даже состарившись не сойдёт с него» —

на первый взгляд разумно и даже очень…

Любой здравомыслящий человек понимает, что ребёнка следует воспитывать в соответствии с его способностями, характером, одним словом, «в соответствие с его путём».

Самое страшное преступление в деле воспитания ребёнка — это принятие решения о его будущем, исходя только из желания видеть ребёнка счастливым, естественно, по родительскому рецепту счастья. Как в классическом анекдоте:

Женщина с двумя маленькими мальчиками заходит в купе. Сосед вежливо интересуется:

— Сколько лет ребятишкам?

— Тому, который адвокат, — четыре годика, а тому, который врач, — два, — отвечает (не обязательно еврейская) маман.

Или в его, строго еврейском, варианте:

Учёные давно бьются над вопросом: «Когда следует считать плод полностью сформированным?» Еврейские мамы давно знают ответ: «Плод полностью сформирован в момент вручения ему диплома юрфака или медфака!»

Но, признав разумность сказанного царём Шломо, мы попали в ловушку, которую счастливо избежали в предыдущей части. В ней — прямое понимание привело к очевидной нелепости. И мы можем теперь лицезреть, что сказанное Торой о реакции Первого человека на вполне риторический вопрос Творца, оказалось надёжно защищённым от неподготовленной (первой, инстинктивной) интеллектуальной атаки. К сожалению, большая часть еврейского духовного наследия такой защитой не снабжена. И в случае цитаты из Мишлей интеллектуальный наскок даёт весьма солидные плоды, которые и есть защита потаённого. (Как в сейфе с двумя камерами, где назначение первой: дёшево откупиться от неискушённых взломщиков).

Но неужели же слова мудрейшего(!) из людей содержат лишь ту банальную истину, которая очевидна и для любого разумного человека? Попробуем выйти на более глубокий уровень понимания (вторую мысль!) через разницу в подходе современного западного общества и иудаизма к миру и человеку.

Западная цивилизация видит в воспитании инструмент, средство для превращения ребёнка в гармонично развитого члена общества. Как, например, и трактует Советский энциклопедический словарь[2]:

«Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связан с образованием и обучением целями, содержанием и организацией».

Такое определение в корне противоречит еврейскому взгляду, в соответствие с которым не человек в мире, а мир для человека. То есть, с еврейской точки зрения, и речи быть не может о видении человека как законченной детали в механизме общества. Воспитание, с этой самой еврейской точки зрения, ни в коем случае не является средством (пусть даже главным) для счастливой и полноценной жизни. Всё как раз наоборот. Воспитание — не средство, а цель! Самовоспитание длиною в жизнь и называется полноценной и счастливой жизнью! Жизнь, да и весь мир, только средство для процесса воспитания.

И теперь слова царя Шломо приобретают совсем другой смысл:

«Воспитывай юношу в соответствие с его путём» — воспитание в соответствии с личностью воспитуемого единственно и может стать делом всей его жизни.

«Даже состарившись, — не сойдёт с него» — не откажется от процесса воспитания себя.

«Не сойдёт с него» — с пути воспитания!

Такая трактовка полностью соответствует нашей формулировке смысла жизни по-еврейски. Ведь процесс воспитания принципиальнейшим образом отличается от дрессировки именно тем, что он является, по сути, реализацией. А определённый нами смысл жизни — самореализация.

Попробуем увидеть вышесказанное через корни слов илуф — дрессировка и хинух воспитание. Это подведёт фундамент под наши рассуждения.

Илуфдрессировка происходит от корня алеф, чьё не только числовое[3] значение — один. Точнее, соединение множества деталей в одно целое (отсюда, алуфкомандующий, то есть соединяющий массу, элефтысяча, в дисциплинарную единицу). А следовательно, дрессировка, исходя из корня слова, есть полное подчинение и, значит, управление и является вещью чисто внешней, подобно драпировке или гриму.

Принуждение (посредством кнута или пряника — не суть важно) не затрагивает внутреннюю ориентацию человека. Помните: «У тирана нет подданых — только рабы»? Подданство, как и любой другой вид эмоциональной привязанности, есть результат внутреннего выбора.

Значение корня слова хинухвоспитаниезадействовать, реализовать.

Раскрытие внутренних, изначально данных человеку способностей, их развитие и приложение, одним словом, реализация — это и есть, с еврейской точки зрения, цель человеческого существования на Земле. Траты на внешнее, внутри не имеющееся — это дрессировка, ничего, по сути, не добавляющая и заранее обречённая на исчезновение.

Представьте себе ребёнка со скрипкой. Не торопитесь с диагнозом. Абсолютное отсутствие музыкального слуха — значит, дрессировка. Несомненные способности — музыкальное воспитание!

Таким образом, слова мудрейшего из людей содержат главнейшее правило нашей жизни:

Следует воспитывать таким образом, чтобы воспитание себя стало главной задачей человека в его жизни.

Попытка увидеть в человеке сформированный продукт цивилизации, готовый к употреблению обществом — это отрицание божественности человека. Под божественностью в данном контексте я понимаю неисчерпаемость личности.

Согласитесь, что попытка определить человека любым способом, например, как взрослого, зрелого, умного, отбирает у индивидуума будущее развитие. Мудрецы сравнивают внутреннее развитие личности с подъёмом камня, запущенного из пращи строго вертикально вверх. Он либо поднимается, либо, решив, что чего-то достиг, останавливается и… падает. Смысл воспитания — постоянное развитие и достижение всё новых высот. «Пока человек жив, на что ему жаловаться?» — вопрошают мудрецы, имея в виду духовное развитие длиною в жизнь.

Всякий, кому довелось общаться с профессорами пенсионного возраста, может засвидетельствовать наличие «молодого» острого ума. Естественно, ведь их умственное развитие не останавливалось с годами. Тем более, если речь идёт о внутреннем мире человека, его самопостижении.

И вопрос о воспитании гения решается сам собой. Если нам удастся «заразить» ребёнка идеей воспитания как идеей всей жизни, то его непрерывное длиною в жизнь развитие даст максимальные результаты, именуемые в просторечье гениальностью.


[1] Мишлей (Притчи) — иносказания (буквально: примеры), поясняющие и объемлющие всё Сотворённое. Автор этих «примеров», выявляющих самую суть феномена человеческого бытия, царь Шломо. Являются частью Ктувим (Писаний), третьей части ТаНаХа.

[2] Советский энциклопедический словарь, с.248. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

[3] Ивритские буквы имеют числовые значения в соответствии с их порядковым номером в алфавите. Это свойство языка Торы называется гиматрия.