Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спор двух мировоззрений, религиозного и светского. Живые идут навстречу смерти, или же есть обратное движение?

В продолжении объяснения, данного Талмудом первой мишне главы «Хелек» (91а) сказано: «Сказал тот еретик Гвие бен Псиса: “Горе тем грешникам, кто утверждает, что мертвые оживут. Живые — умирают, а мертвые — оживут(То есть если даже живые умирают, то как могут ожить мертвые!?)!?” Ответил он ему: “Горе тем грешникам, кто утверждает, что мертвые не оживут. Тот, кого не было — живет, а тот, кто уже жил, — тем более!”[1]».

Здесь мы видим спор двух мировоззрений, бесконечно далеких друг от друга, настолько, что их адепты называют друг друга «грешниками». Еретик утверждает: «Во всем мире мы видим только одно движение: живые идут навстречу смерти». А Гвия бен Псиса отвечает ему: «Ты видишь каждый день, что рождаются люди: новая жизнь возникает из небытия, а тем более — из уже существующей жизни возникнет другая жизнь». Разница между двумя мировоззрениями в том, куда, согласно им, движется Творение: от жизни к смерти или от смерти к жизни.

Если рассмотреть вопрос глубже, конечно, станет очевидно, что жизнь возникает и движется навстречу своему завершению. С самого возникновения жизни ей положена граница, и она идет к завершению. Где в Творении мы можем увидеть намек на обратный процесс: на то, что мертвые оживут?.. Но именно в этом и заключается изменение восприятия, данное Торой.

С точки зрения истины, мы видим, как целые объекты формируются из маленького семени. Это верно и в отношении дерева, и в отношении образа человека, и в отношении всего животного и растительного мира. Для Будущего мира все существующее здесь — это только семя, и из понимания природы семени мы выводим правило: «То, чего не было, появилось, [значит] то, что уже жило, тем более будет жить снова».

То же различие, что мы видим между семенем и тем, что из него возникает, будет и после воскрешения: между нынешним человеком и восставшим из мертвых. То есть то, что мы сегодня считаем образом человека по отношению к будущему, не более чем капля семени, из которой возникает человек.

Талмуд в трактате «Брахот» (15б) говорит: «Что значит написанное: “Три вещи, которые [никогда] не насытятся: могила и утроба…” (Мишлей 30:15,16). Какая связь могилы с утробой!? Сказать тебе, что, как утроба “вносит и выносит”, так и могила “вносит и выносит”. Это ведь следует из принципа “тем более”: в утробу вносят скромно, а выносят с великим шумом. В могилу же вносят с шумом[2], тем более должны выносить из нее с шумом. Это ответ тем, кто утверждает, что воскрешение мертвых — не из Торы».

«Скромно» означает, что речь идет о чем-то неважном, о таком, что не стоит разговоров. Но то, что выходит из семени потом, — это целый человеческий образ, и его принимают с шумом. «В могилу вносят с шумом» — когда человек уходит туда как нечто важное, достойное траура. Таким образом, если из презренного семени выходит нечто столь важное, то тем более из него самого должно выйти что-то важное и великое.

Талмуд утверждает, что «воскрешение мертвых — из Торы» мы учим из того стиха Писания, где оно уподобляет могилу утробе. Если Тора смотрит на могилу как на утробу, значит, мы видим, что о воскрешении мертвых сказано в Торе.

Настоящая тема спора еретика с Гвией бен Псиса — является ли наше бытие здесь вершиной совершенства и концом пути, или же вся жизнь этого мира — только корень и семя для того, что будет потом. Еретик считает, что здесь находится окончательная форма бытия, и потому (с его точки зрения) он прав: все идет навстречу небытию.

Но Тора учит нас, что с самого начала мы должны смотреть на мир только как на корень того, чему предстоит возникнуть. С этой точки зрения, уже в самом мироздании мы видим процесс произрастания из семени целого нового творения. Этот взгляд стоит перевести дальше и увидеть, что и все это «целое» творение — только корень.


[1] То есть, если то, чего не было ранее, появляется и живет, разве то, что уже было и жило, не способно, тем более, ожить снова!?

[2] Оплакивающих.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Недельная глава Микец

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Микец

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

«Микец» («По прошествии»)

Рав Бенцион Зильбер

Иосеф в тюрьме. «По прошествии двух лет» после освобождения царедворцев фараона, которым он безошибочно истолковал сны, он толкует сны фараона, предсказывающие семь лет изобилия, а затем – семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле», в Египет отовсюду приходят люди купить зерно. В Египет приходят десять братьев Иосефа (второй сын Рахели – Биньямин – остается дома). Иосеф, не открываясь братьям, подвергает их допросу, оставляет одного из них заложником, а остальных отправляет за Биньямином. Во второй раз, когда братья приходят вместе с младшим, Иосеф обвиняет братьев в краже.

Недельная глава Микец

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.

Будь прокляты грешники — даже похвала их приносит ущерб. Микец

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.

Глава Микец

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Йосеф, хотя всё время, пока был в тюрьме, надеялся только на Творца. Поэтому первая часть Мидраша говорит, что он полагался на Б-га.

«МИКЕЦ» («ПО ПРОШЕСТВИИ»)

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Материалы рассылки за 5766 год.