Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8
Рав Мойше Шапира уже многие годы дает уроки по различным частям Торы, касаясь также вопросов, связанных с тайным знанием. Тот, кто слышал эти уроки, получил представление насколько "уличная каббала" далека от истинной системы знаний. Предлагаем читателям краткий перевод урока рава Мойше Шапира
 

В сентябре в московской ешиве "Торат Хаим" гостил рав Мойше Шапира - один из самых выдающихся знатоков Торы нашего поколения. Кроме абсолютного знания Талмуда и его комментаторов рав Мойше известен как большой знаток скрытой части Торы - каббалы. В Россию очень редко приезжают выдающиеся раввины. Может быть, это был первый визит знатока каббалы за последние десятилетия. В последнее время очень возрос интерес к скрытой Торе. В разных странах появились всевозможные центры изучения каббалы, и, естественно, у широкой публики существуют многообразные представления об этом учении. Рав Мойше Шапира уже многие годы дает уроки по различным частям Торы, касаясь также вопросов, связанных с тайным знанием. Тот, кто слышал эти уроки, получил представление насколько "уличная каббала" всевозможных центров далека от истинной системы знаний. Мы предлагаем читателям краткий перевод урока рава Мойше Шапира, посвященного Рош а-Шана, который он дал в ешиве "Торат Хаим".



Рош а-Шана


Так написано в трактате Талмуда "Рош а-Шана": "Это день начала Твоих действий". Эта фраза, по словам комментаторов, относится к первому дню тишрея, когда Всевышний создал человек. Через него должна была раскрыться вся слава Творца в мире. В каждом из нас тоже есть потенциал раскрытия славы Создателя и всего Творения. Мы способны на это, как способен на это весь окружающий нас мир, о котором сказано: "Млеа а-арец кводо" - "Наполнена земля славой Его".
В силу этого огромного потенциала любой человек "сотворен единственным", говорит Мишна. До его создания не было никого похожего на него, не будет и после. Через уникальную и единственную душу человека происходит раскрытие славы Творца в этом мире. Поэтому каждый может сказать о себе: "Ради меня создал Творец этот мир".
Со дня сотворения первого человека каждый год в первый день тишрея перед Творцом проходят один за другим все люди, и каждого Он оценивает, проверяя, можно ли сказать об этом человеке: "Ради него сотворен мир. Он наполняет его славой Создателя".
В ожидании суда великие мудрецы и праведники еврейского народа весь элул пребывали в трепете, возраставшем по мере приближения первого дня тишрея. Как же понять, что происходит в День суда, что заставляло мудрецов трепетать?
Здесь нам поможет история Йосефа и его братьев. Когда Йосеф открывается братьям, он говорит им только: "Я Йосеф, ещё мой отец жив?" Неожиданно открывшаяся истина шокировала. Братья осознали, что ошибались все эти годы, думая, что Йосеф - доносчик, которому полагается смерть, что он видит пустые сны, которые напрасно называет пророческими. Сейчас правота Йосефа стала очевидной. Их брат - властитель Египта, дающий пропитание всему миру, и они, также как все, пришли к нему за хлебом. В одно мгновение реальность перевернулась, обнажилась ложь, в которой братья жили долгие годы.
Подобное раскрытие правды происходит и в Рош а-Шана, в момент приближения Всевышнего. Это и есть проявление суда, который порождает понимание сегодняшней реальности. Человек чувствует, насколько далек от истины, и трепещет, и раскаивается.
В Мидраше написано, что окончательное избавление (геула) - это постепенное раскрытие правды, потому что невозможно выдержать моментального раскрытия истины, влекущего за собой абсолютный переворот всех ценностей этого мира.
Таким же образом, говорят нам мудрецы, в Рош а-Шана Творец судит весь мир. Перед Ним проходят все живущие, и каждого Творец оценивает. В Рош а-Шана судят не только каждого человека, но и все страны, и все народы. Одним даруют жизнь, а других приговаривают к смерти. Почему же в молитве, читаемой в Рош а-Шана, мы не упоминаем о Дне суда, почему не просим даровать нам жизнь? Почему в этот день запрещено произносить молитву о прощении за все наши нарушения?
Наша главная работа в Рош а-Шана, как учат наши мудрецы, не в произнесении молитв о прощении грехов и просьб о даровании жизни. В День суда мы должны понять, что каждый из нас может оправдать существование всего мира, наполнив его славой Творца.
Мы просим только одного - пусть весь мир наполнится славой небес. Такова наша роль - осознать, насколько Творец ценит и любит нас. Ведь достаточно одного человека, чтоб оправдать существование всего мира. Поэтому мы просим, чтобы весь мир наполнился славой Всевышнего, и Его Царство раскрылось на земле. Мы молимся о том, чтобы узнал каждый живущий: "Ашем Элокей Исраэль - Мэлэх" - "Ашем Всесильный Израиля - Царь".
Рамбам пишет: "Необходимо, чтобы каждый человек в течение всего года осознавал, что он наполовину оправдан, а наполовину обвинен". Ведь есть у него и хорошие, и плохие поступки. Вместе с человеком и весь мир наполовину оправдан, а наполовину обвинен. Если он совершает один грех, то всему миру грозит обвинительный приговор. И любой человек может стать причиной его уничтожения. Если же человек исполнит заповедь, то этим оправдает себя и станет причиной спасения всего мира. Поэтому сказано: "Праведник - основа мира". Он оправдывает себя и весь мир.
Я желаю, чтобы в этом году мы все были записаны в книгу жизни, книгу цельных праведников, чтобы через каждого из нас проявилась слава Небес. Чтобы все, живущие сегодня, произнесли от всего сердца слова молитвы в Рош а-Шана: "Ашем Элокей Исраэль - Мэлэх" - "Ашем Вс-сильный Израиля - Царь". Его Царство во всем том, что Он сотворил.



Рав Мойше Шапира родился в Земле Израиля. Его отец рав Меир Шапира вместе с братом равом Симхой Зиселом покинул Литву, чтобы учить Тору в ешиве в Хевроне. В литовском Шауляе осталась могила деда, убитого нацистами.
Рав Мойше Шапира учился в ешиве "Поневеж" и ешиве "Хеврон". Его учителями были рав Элияу Деслер и рав Ицхак Гутнер. Выдающиеся способности рава Мойше Шапира проявились очень рано. Уже к восемнадцати годам он знал весь Вавилонский Талмуд. Тогда же рав Мойше пришел к раву Аврааму Ишаю Карелицу (Хазон Ишу) с вопросом: что нужно делать в жизни. Рав посоветовал ему изучать книгу "Шев шмайтета" - глубокое исследование алахических тем Талмуда.
Именно так впоследствии рав Мойше назвал свой колель для баалей тшува (евреев, вернувшихся к соблюдению законов Торы), который создал 25 лет назад, и ешиву, которую сейчас возглавляет. Он первый из больших еврейских мудрецов начал давать уроки для вернувшихся к вере. Двадцать два года подряд рав Мойше давал урок-драшу в ешиве для баалей тшува "Ор Самеах". Послушать его приходили и известные в Земле Израиля раввины, даяны, главы ешив.
Многие удивлялись тому, что авторитетный раввин посвящает так много времени работе с баалей тшува. Как-то у его жены спросили: "Почему рав дает уроки для баалей тшува?" Она ответил, что рав Мойше хочет приблизить их к миру Торы, помочь им найти свое место в нем.

"Мир Торы"


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.