Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В мишне прямо сказано, что отрицающий воскрешение мертвых перестает быть частью народа Израиля, для которого предназначен Будущий мир

 

Я верю полной верой, что будет воскрешение мертвых, когда придет желание Создателя, благословенно Имя Его, и возвысится память о Нем, во веки веков!

Вот что пишет Рамбам в предисловии к главе «Хелек»:

«Воскрешение мертвых мы уже объяснили». Он имеет в виду сказанное им ранее: «Воскрешение мертвых — это одна из Основ, данных Моше. Не может быть религии и связи с религией евреев у того, кто не верит в это. Однако этого [воскрешения удостоятся только] праведники, как сказано: “Мощь дождей как для праведных, так и для нечестивых, но воскрешение мертвых — только для праведников” (Таанит 7а). Как могут воскреснуть злодеи, если они мертвы и при жизни?! Об этом сказано: “Злодеи даже при жизни называются мертвыми, праведники даже после смерти называются живыми” (Брахот 18а). И знай, что человек должен обязательно умереть и распасться на составные части, из которых был соединен».

Из «Письма о воскрешении мертвых»:

«[Понятие] воскрешения мертвых общеизвестно и очевидно в нашей вере, и признано всеми группами. О нем есть множество упоминаний в молитвах, книгах и просьбах, составленных пророками и великими мудрецами. Талмуд и мидраши полны упоминаниями о возвращении души в тело после их разделения. Мы не слышали никого, кто бы спорил с этим, и это невозможно объяснить, как аллегорию, и нельзя верить адепту религии, который верит в нечто иное…

Воскрешение мертвых — это возвращение души в тело после смерти. Даниэль упомянул о нем так, что невозможно объяснить это аллегорией. Он сказал: “И многие из спящих в прахе земли воспрянут, одни для вечной жизни…” (Даниэль 12:2). И сказал ему царь: “А ты иди к концу (к смерти), отдыхай, и восстанешь для жребия своего в конце дней” (там же, 13) …

В “Путеводителе растерянных” (часть 2:13) говорится о том, что наш “мир — новый” (Имеется в виду, что он был сотворен из ничего, а не существовал вечно, как считают многие философы). Признавая каковой факт, мы понимаем, что возможны любые чудеса, в том числе и воскрешение мертвых. Все возможно, когда об этом сказано у истинного пророка, и нет никакой необходимости объяснять это [как аллегорию], а не согласно простому смыслу [слов]. Но мы должны будем объяснить то, что понять буквально просто невозможно, например, “материализацию” Всевышнего (Так принято именовать те случаи, когда Писание говорит о Всевышнем так, как будто Он обладает элементами материального тела, упоминая о Его “руках”, “ногах” и т. п.). Но то, что может быть понятым буквально, таковым и останется.

А тот, кто захочет объяснить воскрешение мертвых как аллегорию, не признавая реального возвращения души в тело, поскольку он уверен, что это противоречит разуму и природе, так же отнесется и ко всем остальным чудесам. Но все это выглядит невозможным только согласно вере в предвечность мира. А тот, кто верит в предвечность мира, не может относиться к общине Моше и Авраама, как мы и объяснили это в “Путеводителе растерянных”. Исходя из сказанного, следует верить в воскрешение мертвых буквально…».

Вера в воскрешение мертвых засчитывается только тем, кто принимает ее из Торы

Тринадцатая Основа прямо приведена в мишне, в начале главы «Хелек» (Сангедрин 90а): «У каждого еврея есть доля в Будущем мире, как сказано: “И народ твой — все праведники, навеки унаследуют землю, плод насаждения, деяний рук для великолепия” (Йешаяу 60:21). А вот те, у кого нет доли в Будущем мире: утверждающий, что нет воскрешения мертвых в Торе, что Тора — не с небес, и эпикорос».

В мишне прямо сказано, что отрицающий воскрешение мертвых перестает быть частью народа Израиля, для которого предназначен Будущий мир. В этой Основе есть нечто новое, подобного чему не было в других Основах: обязанность верить в то, что воскрешение мертвых — «из Торы».

Касательно всех остальных Основ, необходимо только верить в их истинность, но в определение Основы не входит понимание, что является ее источником: Тора, разум или традиция предков. Почему же в отношении воскрешения мертвых мы должны верить именно в то, что оно учится из Торы?

Раши в комментарии к приведенной нами мишне объясняет это так: «Из Торы — означает, что [этот человек] отрицает аргументы, приведенные Талмудом ранее: “Откуда [мы знаем], что воскрешение мертвых из Торы”. Даже если человек признает воскрешение мертвых и верит в это, но не считает, что на это есть намек в Торе, он еретик. Он отрицает, что о воскрешении мертвых говорится в Торе. Что нам до его веры!? Если он прав, откуда он знает, что это так? Поэтому он — законченный еретик!»

Даже если человеку очевидно, что это правда, и он лишь не верит, что об этом сказано в Торе, Раши говорит о нем: «Что нам до его веры!?», то есть это не та вера, которую требуют от нас. У этой Основы осознание, что она обещана Торой, и что Всевышний исполнит обещание, является частью самой Основы. Но если некто верит только в факт, что, в конце концов, оживут мертвые, но не знает, что Всевышний обещал это сделать и исполнит обещание, то его вера ничего не значит.

Откуда корень этого явления, мы поймем в словах молитвы, в благословении, говорящем о воскрешении мертвых: «И исполняющий Свое обещание спящим во прахе», то же самое — в завершении благословения: «И верен Ты [своему обещанию] оживить мертвых». Таким образом, здесь сказано, что Всевышний воскрешает мертвых, именно исполняя обещание. То есть, хвала за воскрешение мертвых — это хвала за верность Всевышнего обещанию их оживить. А поскольку источником такого обещания может быть только Тора, то суть Основы именно такова: «Воскрешение мертвых — из Торы».

Это можно учить из объяснения Талмудом этой мишны: «“Утверждающий, что воскрешение мертвых не из Торы” — почему так [строго]? Учили: “Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет доли в воскрешении мертвых, ибо таковы качества Всевышнего — [воздавать по принципу] мера за меру”».

Такого мы не находим в других Основах, например, «у того, кто не верит в приход Машиаха, не будет удела в этом». Очевидно, он будет наказан за это, но это наказание — не «лишение удела». Но не таково воскрешение мертвых! Оно не является частью реальности этого мира. Сама Основа построена на том, что Всевышний обещает это сделать, и мы верим, что Он исполнит обещание. Поэтому у того, кто не верит в обещание, нет и удела в нем. Обязанность веры в этом мире — именно принять эту Основу как обещание Торы.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.