Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что делается Небесами, — к добру»В. Талмуд, Брахот 60б
Ангелы, заявившие «не твори», видели, в будущем мир выйдет за рамки намерения Создателя. Именно так и выглядит все внешне.

Сказано: «Скала, дела его совершенны, ибо все пути Его — справедливость, Б-г верный, нет обмана, праведен и прям Он» (Дварим 32:4). Раши объясняет это так: «Б-г верный — воздаст праведным награду в Будущем мире, и хотя награда эта задерживается, в конце концов, Он исполнит обещанное». В мидраше Сифри к этому стиху мы находим другое объяснение: «Б-г верный — поверивший в мир и сотворивший его».

Смысл мидраша в том, что без веры Всевышний не стал бы творить мир, и только поверив в этот мир, Он сотворил его. Очевидно, что сотворение мира [изначально было] связано с неким сомнением, как сказано в мидраше: «Сказал раби Симон: В час, когда Всевышний сотворил Адама, ангелы разделились на несколько групп: одни говорили “не твори”, другие говорили “твори”».

Ангелы, заявившие «не твори», видели, в будущем мир выйдет за рамки намерения Создателя. Именно так и выглядит все внешне. Но, в конце концов, критика была сломлена и победила сторона, утверждавшая «твори». И произошло это благодаря тому, что Творец «поверил в мир и сотворил его».

Вместе с сотворением мира была сотворена и вера. Поскольку Всевышний вносит веру в мир, это явление тоже участвует в его сотворении. Именно это гарантирует, что, в конечном итоге, Творение придет к соответствию с намерением Всевышнего. В самой сути Творения лежит верность, уверенность, что в конце все придет к цели: хотя мир, каким он выглядит сейчас, может быть испорчен, но вера, присутствующая в Творении, ведет его к цели.

Верный человек — это тот, на кого можно положиться, что он исполнит возложенное на него. В его обещании уже лежит и исполнение. Как сказали мудрецы, комментируя стих: «…потомкам твоим дал Я землю эту» (Берешит 15:18), что эти слова звучат так, как будто уже дал, — ведь «Всевышний говорит так, как будто уже сделал» (Раши).

Когда Всевышний поверил в мир, Он заложил в него обещание, уже несущее в себе его исполнение («как будто уже сделал»). Именно на этом фундаменте — фундаменте веры — Всевышний и сотворил мир. Так выглядит мир в глазах получившего обещание и поверившего в него. Он видит Творение как «корень» и «семя» и верит, что, в конце концов, оно вырастет до своей совершенной формы.

Но есть и другой взгляд на мир — глазами еретика. Он не видит «веры», заложенной в реальности; мир, какой он есть, кажется ему самоцелью, а не корнем будущего. С его точки зрения, воскрешение мертвых невозможно, оно противоречит всему порядку бытия. И только если человек живет с «верой в мир», в его жизни все достоверно: что обещано — обязательно произойдет, то, что должно произойти — заложено в мире уже сейчас.

Две эти формы бытия несовместимы. Мир в своем «естественном» виде предстает как законченное Творение. Но Будущий мир существует только в рамках веры, — только для тех, кто верит обещанному. Для них это реально, так как в семени уже заложено все, что прорастет из него в будущем.

Но для того, в ком нет веры, этого не существует. Он живет в системе еретиков, он убежден: «То, что живо — умирает, а мертвое оживет!?» Ведь он живет только тем, что есть, и ничто в его жизни не идет ни к чему по-настоящему новому. Здесь нет корня тому, что грядет, и, конечно же, здесь нет воскрешения.

В словах «Б-г верный, поверивший в мир» мудрецы открыли нам две основы мира. Имя «Б-г»[1] — это корень творения на основе доброты, как написано: «Мир доброты будет построен» (Псалмы 89:3). Это Имя — основа уже существующего мира. Но фундамент сотворения будущего — это вера, благодаря которой внутри самого мира заложено обещание будущего. Для того, кто слышит это обещание и живет в мире веры, воскрешение мертвых — это реальность.


[1] Так мы перевели в этом стихе имя א''ל, которое, согласно Кабале, означает именно аспект доброты среди качеств Всевышнего.


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье