Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ангелы, заявившие «не твори», видели, в будущем мир выйдет за рамки намерения Создателя. Именно так и выглядит все внешне.

Сказано: «Скала, дела его совершенны, ибо все пути Его — справедливость, Б-г верный, нет обмана, праведен и прям Он» (Дварим 32:4). Раши объясняет это так: «Б-г верный — воздаст праведным награду в Будущем мире, и хотя награда эта задерживается, в конце концов, Он исполнит обещанное». В мидраше Сифри к этому стиху мы находим другое объяснение: «Б-г верный — поверивший в мир и сотворивший его».

Смысл мидраша в том, что без веры Всевышний не стал бы творить мир, и только поверив в этот мир, Он сотворил его. Очевидно, что сотворение мира [изначально было] связано с неким сомнением, как сказано в мидраше: «Сказал раби Симон: В час, когда Всевышний сотворил Адама, ангелы разделились на несколько групп: одни говорили “не твори”, другие говорили “твори”».

Ангелы, заявившие «не твори», видели, в будущем мир выйдет за рамки намерения Создателя. Именно так и выглядит все внешне. Но, в конце концов, критика была сломлена и победила сторона, утверждавшая «твори». И произошло это благодаря тому, что Творец «поверил в мир и сотворил его».

Вместе с сотворением мира была сотворена и вера. Поскольку Всевышний вносит веру в мир, это явление тоже участвует в его сотворении. Именно это гарантирует, что, в конечном итоге, Творение придет к соответствию с намерением Всевышнего. В самой сути Творения лежит верность, уверенность, что в конце все придет к цели: хотя мир, каким он выглядит сейчас, может быть испорчен, но вера, присутствующая в Творении, ведет его к цели.

Верный человек — это тот, на кого можно положиться, что он исполнит возложенное на него. В его обещании уже лежит и исполнение. Как сказали мудрецы, комментируя стих: «…потомкам твоим дал Я землю эту» (Берешит 15:18), что эти слова звучат так, как будто уже дал, — ведь «Всевышний говорит так, как будто уже сделал» (Раши).

Когда Всевышний поверил в мир, Он заложил в него обещание, уже несущее в себе его исполнение («как будто уже сделал»). Именно на этом фундаменте — фундаменте веры — Всевышний и сотворил мир. Так выглядит мир в глазах получившего обещание и поверившего в него. Он видит Творение как «корень» и «семя» и верит, что, в конце концов, оно вырастет до своей совершенной формы.

Но есть и другой взгляд на мир — глазами еретика. Он не видит «веры», заложенной в реальности; мир, какой он есть, кажется ему самоцелью, а не корнем будущего. С его точки зрения, воскрешение мертвых невозможно, оно противоречит всему порядку бытия. И только если человек живет с «верой в мир», в его жизни все достоверно: что обещано — обязательно произойдет, то, что должно произойти — заложено в мире уже сейчас.

Две эти формы бытия несовместимы. Мир в своем «естественном» виде предстает как законченное Творение. Но Будущий мир существует только в рамках веры, — только для тех, кто верит обещанному. Для них это реально, так как в семени уже заложено все, что прорастет из него в будущем.

Но для того, в ком нет веры, этого не существует. Он живет в системе еретиков, он убежден: «То, что живо — умирает, а мертвое оживет!?» Ведь он живет только тем, что есть, и ничто в его жизни не идет ни к чему по-настоящему новому. Здесь нет корня тому, что грядет, и, конечно же, здесь нет воскрешения.

В словах «Б-г верный, поверивший в мир» мудрецы открыли нам две основы мира. Имя «Б-г»[1] — это корень творения на основе доброты, как написано: «Мир доброты будет построен» (Псалмы 89:3). Это Имя — основа уже существующего мира. Но фундамент сотворения будущего — это вера, благодаря которой внутри самого мира заложено обещание будущего. Для того, кто слышит это обещание и живет в мире веры, воскрешение мертвых — это реальность.


[1] Так мы перевели в этом стихе имя א''ל, которое, согласно Кабале, означает именно аспект доброты среди качеств Всевышнего.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?