Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

"ויקרא אל-משה  וידבר ה' אליו מאהל מועד לאמר"  (א, א)

“И воззвал к Моше, и сказал Г-сподь ему из шатра соборного, говоря” (1:1)

Сказал Раши, что говорить можно только то, на что дано разрешение.

Мула Аджа из иранского города Езида известен был как провидец. Однажды обратил он внимание, что один из его рабочих-ткачей хмур, чем-то обеспокоен, и спросил, что случилось. Ответил ткач, что его отец покинул город год тому назад, и нет от него никаких вестей.

Выслушав рабочего, Мула Аджа подошёл к стене, упёрся в нее головой и что-то пробормотал про себя. Затем он вернулся к рабочему и сказал: “Не тревожься! В ближайшую пятницу получите от него письмо с сообщением, что он чувствует себя прекрасно и намеревается вернуться домой в ближайшем будущем. Еще через неделю отец вернётся домой, целый и невредимый, только один глаз его ослеп во время странствий!” И как сказал – так и было. В пятницу вечером пришло письмо – первая весточка от отца за целый год. Отец сообщал, что он в порядке и возвращается домой. Через неделю после этого вернулся он невредимым, если не считать потерянного глаза...

Сказал об этом царь Давид: “Тайна Г-сподня – для боящихся Его, и завет Свой Он объявляет им” (Теилим 25:14).

"אדם כי-יקריב מכם קרבן לה' מן-הבהמה מן-הבקר ומן-הצאן תקריבו את-קרבנכם "(א, ב(

“Когда кто из вас хочет принести жертву Г-споду, то из скота, из крупного и мелкого скота, приносите жертву вашу” (1:2)

В наше время, когда жертвоприношения в Храме сделались невозможными, одна жертва все же осталась у нас. Как сказано в книге Зоар, отец, совершающий обрезание своему сыну, как будто приносит жертву Творцу; сандак подобен жертвеннику. И как приносивший жертву должен был очиститься перед восхождением в Храм и подготовиться как следует, так и те, кому предстоит участвовать в обрезании, накануне ночью учат Тору, готовясь к важному и светлому событию.

Один из первых больших равов Туниса раби Цемах Царфати страдал от сильных болей в ногах и два года был прикован к постели. В один прекрасный день встал рав на ноги, а боли – как не бывало. Удивлённым близким раби Цемах Царфати рассказал, что пророк Элияу явился к нему во сне и сказал, что если рав обязуется ходить во все дома в городе Тунисе, чтобы учиться там в ночь перед обрезанием, то излечится он от болезни. Рав согласился – и излечился! С тех пор он стал приходить в каждый дом, где должны были делать обрезание, и учился там до утра. Это стало законом, обычаем – проводить в ночь перед обрезанием “билъяда” (говорят, что это сокращение слов (בן ילדה: отец ребёнка устраивал трапезу, и учили Талмуд всю ночь. С течением времени в Тунисе была создана касса “Пророка Элияу”, из которой бедные родители платили деньги бедным знатокам Торы, приходившим принять участие в учёбе, перед вступлением ребёнка в завет Авраама.

* * *

Раши писал: “Как Адам не приносил жертву из чужого, хотя всё вокруг принадлежало ему, так и вы не приносите жертву из чужого ”.

Рассказывал один из близких рава Бенциона Абы Шауля, руководителя ешивы Порат Йосеф:

Люди звонили раву постоянно, задавая вопросы по алахе, ибо знали, что получат исчерпывающий и ясный ответ.

Иногда, когда рав был занят подготовкой  к урокам, и мне было жалко прерывать его, то я спрашивал, срочный ли вопрос. Если нет, то я просил позвонить позже. Однажды рав спросил: “Кто звонил?”, и я ответил: “Не знаю. Хотели задать вопрос, я, в свою очередь, спросил, срочно ли это. Поскольку сказали мне, что не срочно, я ответил, что рав сейчас занят”. Рав услышал и удивился: “И ты не опасаешься нарушения запрета на кражу?” Теперь удивился я. Рав объяснил: “Еврей позвонил. Если не отвечают на звонок – ладно. Но трубка была поднята, значит, разговор стоил звонившему минимум двадцать агорот. Еврей потерял из-за тебя двадцать агорот, ты не дал ему ничего взамен – и ты не боишься этого?!”

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше