Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

"ואתו אהליאב בן אחיסמך למטה דן חרש וחושב ורוקם"  "ח, כ"ג)

“И с ним Оолиав сын Ахисамаха из колена Дана, резчик, ткач и вышивальщик” (38:33)

Однажды во время засухи, рав Эзра Хамави назначил общинный пост. Вся община собралась в синагоге, чтобы читать псалмы и молитвы. Среди пришедших был также известный в городе торговец. Рав Эзра обратился к нему и сказал: “Твоё место в это время – в твоём магазине, чтобы зарабатывать деньги и раздавать их бедным, а не здесь, в синагоге! И добавил: "Расскажу тебе притчу: один царь заболел, и врачи приказали играть перед больным на музыкальных инструментах. Министр финансов тоже умел играть. Приведут ли играть перед царём музыканта или министра финансов? Ты сейчас как министр финансов для бедных, ты для них – казначей, ну а их дело, – плакать и просить. Они прочтут псалмы перед Творцом, и Он ответит на их молитвы". Так и произошло.

“И принесёт священник всё и воскурит на жертвеннике, это жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное для Г-спода.”

“Если же из птиц всесожжение..., то воскурит её священник на жертвеннике, на дровах, что на огне; жертва всесожжения это огнепалимая; благоухание, приятное Г-споду.”

Сказано, что и от птицы, и от животного - благоухание. Т.е. один уменьшает в жертвоприношениях, другой - даёт больше, но главное, чтобы при этом устремления сердца направлены были Тв-рцу.

Триста лет тому назад существовали в Амстердаме две общины: испано-португальская  - во главе с равом Шломо Ильйон, и ашкеназская - во главе с равом Хахамом Цви (имя “Хахам” он получил потому, что учился у известнейших сефардских равов Италии).

Однажды пришёл Хахам Цви в дом сефардского рава, чтобы обсудить общие дела, и удивился, увидев в доме великолепие и роскошь: праздничная скатерть постелена на столе, запах благовоний в воздухе - всё говорило о празднике. Это был первый визит Хахама Цви к р. Шломо. Удивился Хахам Цви: “Таков путь Торы?”

Ответил раби Шломо: “Удостаиваемся мы визитов царя!”

“Если так, то всё понятно. К царскому визиту следует украсит дом достойно. Когда он должен пожаловать?” - спросил Хахам Цви.

“Я надеюсь, что уже прибыл”, - ответил р. Шломо.

“Где он? - встревожился Хахам Цви. - Ведь царское достоинство - это не просто так!”

“Величием его полон весь мир! - ответил р. Шломо. - Разве не сказали мудрецы, что достойные муж и жена – всегда сопровождаемы
б-жественным присутствием! Если мир царствует в доме, то и Б-г соседствует с его обитателями! А если у нас в доме это так, разве не следует украсить дом как положено? И еще сказали мудрецы, что еврей, занятый Торой также удостаивается Б-ственного присутствия, ибо сказано: “В каждом месте, в котором упоминаешь моё имя, приду к тебе и благословлю тебя”. Разве не желательно, чтобы я опередил Тв-рца, отдавал Ему необходимые почести?”

“Конечно, конечно! - ответил растроганный Хахам Цви. - Если таковы устремления и намерения рава - счастлива община, во главе которой он стоит!”

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.