Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вселенная — книга Всевышнего. Комментарий на неё — Тора»Рабби Цадок а-Коэн из Люблина
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

"ואתו אהליאב בן אחיסמך למטה דן חרש וחושב ורוקם"  "ח, כ"ג)

 

 

 

“И с ним Оолиав сын Ахисамаха из колена Дана, резчик, ткач и вышивальщик” (38:33)

 

 

 

Однажды во время засухи, рав Эзра Хамави назначил общинный пост. Вся община собралась в синагоге, чтобы читать псалмы и молитвы. Среди пришедших был также известный в городе торговец. Рав Эзра обратился к нему и сказал: “Твоё место в это время – в твоём магазине, чтобы зарабатывать деньги и раздавать их бедным, а не здесь, в синагоге! И добавил: "Расскажу тебе притчу: один царь заболел, и врачи приказали играть перед больным на музыкальных инструментах. Министр финансов тоже умел играть. Приведут ли играть перед царём музыканта или министра финансов? Ты сейчас как министр финансов для бедных, ты для них – казначей, ну а их дело, – плакать и просить. Они прочтут псалмы перед Творцом, и Он ответит на их молитвы". Так и произошло.

 

 

“И принесёт священник всё и воскурит на жертвеннике, это жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное для Г-спода.”

 

 

 

“Если же из птиц всесожжение..., то воскурит её священник на жертвеннике, на дровах, что на огне; жертва всесожжения это огнепалимая; благоухание, приятное Г-споду.”

 

 

 

Сказано, что и от птицы, и от животного - благоухание. Т.е. один уменьшает в жертвоприношениях, другой - даёт больше, но главное, чтобы при этом устремления сердца направлены были Тв-рцу.

 

Триста лет тому назад существовали в Амстердаме две общины: испано-португальская  - во главе с равом Шломо Ильйон, и ашкеназская - во главе с равом Хахамом Цви (имя “Хахам” он получил потому, что учился у известнейших сефардских равов Италии).

 

Однажды пришёл Хахам Цви в дом сефардского рава, чтобы обсудить общие дела, и удивился, увидев в доме великолепие и роскошь: праздничная скатерть постелена на столе, запах благовоний в воздухе - всё говорило о празднике. Это был первый визит Хахама Цви к р. Шломо. Удивился Хахам Цви: “Таков путь Торы?”

 

Ответил раби Шломо: “Удостаиваемся мы визитов царя!”

 

“Если так, то всё понятно. К царскому визиту следует украсит дом достойно. Когда он должен пожаловать?” - спросил Хахам Цви.

 

“Я надеюсь, что уже прибыл”, - ответил р. Шломо.

 

“Где он? - встревожился Хахам Цви. - Ведь царское достоинство - это не просто так!”

“Величием его полон весь мир! - ответил р. Шломо. - Разве не сказали мудрецы, что достойные муж и жена – всегда сопровождаемы
б-жественным присутствием! Если мир царствует в доме, то и Б-г соседствует с его обитателями! А если у нас в доме это так, разве не следует украсить дом как положено? И еще сказали мудрецы, что еврей, занятый Торой также удостаивается Б-ственного присутствия, ибо сказано: “В каждом месте, в котором упоминаешь моё имя, приду к тебе и благословлю тебя”. Разве не желательно, чтобы я опередил Тв-рца, отдавал Ему необходимые почести?”

 

“Конечно, конечно! - ответил растроганный Хахам Цви. - Если таковы устремления и намерения рава - счастлива община, во главе которой он стоит!”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...