Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

ויקהל משה את כל עדת בני ישראל ויאמר אלהם אלה הדברים אשר צוה ה לעשת אתם

«И собрал Моше всё общество сынов Израиля, и сказал им: Вот слова, которые велел Г-сподь исполнить» (35:1)

Моше Рабейну собрал людей, чтобы учить с ними законы Шабата, и показал нам путь: собираться в шабат для изучения Торы. И так написано в еврейском законе: «Люди, работающие всю неделю и не учившие Тору в течение недели, должны учить Тору в шабат больше, чем мудрецы, занятые изучением Торы всё своё время» (Шульхан Арух, Йорэ деа 280).

Раби Шломо Сасон приводит такую притчу о людях, пришедших в этот мир и не делающих ничего для нужд мира грядущего.

Был человек, тяжким трудом зарабатывавший себе на пропитание. С течением времени собралась у него небольшая сумма. Узнал труженик, что приехал в город известный лектор. Множество народу было готово платить большие деньги, чтобы послушать его. Решил человек: «Всю жизнь я тяжко работаю, без отдыха и удовлетворения. Достоин я события, возвышающего душу!» — взял и на все свои сбережения купил билет на лекцию.

Вместе со всеми пришёл он на лекцию, уселся в кресло поудобнее, оглядел притихших слушателей. В зале воцарилась особенная атмосфера. Занавес поднялся и появился лектор. Наш герой увидел его лицо и одеяние, услышал его голос, но постепенно глаза его сами собой стали закрываться, и сладкий сон овладел им…

Он проснулся от звука аплодисментов по окончании лекции. Обратился к нему сосед: «Было изумительно, правда?»

«Да…, действительно».

«И как бы ты мог подытожить этот прекрасный час?» — продолжал допытываться сосед.

«Хм…, кресло удобное, но система отопления работала чересчур сильно…»

Поднял на него сосед удивлённые глаза и спросил: «Неужели ты пришёл сюда из-за удобного кресла и системы отопления? Ведь всё это можно было получить и у себя дома»…

Так и душа приходит в этот мир, дабы учить Тору, выполнять заповеди и делать добрые дела. И, если человек удовлетворяется сиюминутными удовольствиями — поесть, попить и поспать, — похож он на человека, потратившего все свои сбережения, чтобы вздремнуть в зале, вместо того чтобы услышать прекрасную лекцию, которая могла снабдить его ценными знаниями. Он же с чем зашёл на лекцию, с тем и вышел…

ששת ימים תעשה מלאכה וביום השביעי יהיה לכם קדש שבת שבתון לה

«Шесть дней будет делаться работа, в день же седьмой да будет у вас освящение полнейшего покоя Г-споду» (35:2)

Для р. Рахамима Хури, жившего восемь поколений тому назад на острове Джерба, главным делом было изучение Торы, а заработок он считал вторичным. Большую часть дня рав занимался Торой и кабалой, а немногие оставшиеся часы — ювелирным делом, в котором был большим мастером, и этого небольшого времени хватало для хорошего заработка.

Спросил однажды один из коллег рава: «Удивляюсь я. Ведь Вы заняты большую часть дня учёбой, а ремеслом — совсем немного времени, и, тем не менее, Вы успеваете сделать больше вещей, чем я, занятый этим долгие-долгие часы!»

Ответил ему рав: «Есть стих в Торе в разделе Ваякэль: Шесть дней будет делаться работа…» Слово תעשה написано с цейрэ под буквой тав, как будто работа эта делается для нужд освящения Храма, и помогают в ней с Небес. Это закон для человека, посвящающего себя служению Творцу: если ремесло лишь содействует учению и освящению себя, то помогают ему с Небес, и работа делается как бы сама собой!

ואתו אהליאב בן אחיסמך למטה דן חרש וחושב ורוקם

«И с ним Оолиав сын Ахисамаха из колена Дана, резчик, ткач и вышивальщик» (38:33)

Однажды во время засухи, рав Эзра Хамави назначил общинный пост. Вся община собралась в синагоге, чтобы читать псалмы и молитвы. Среди пришедших был также известный в городе торговец. Рав Эзра обратился к нему и сказал: «Твоё место в это время — в твоём магазине, чтобы зарабатывать деньги и раздавать их бедным, а не здесь, в синагоге!» И добавил: «Расскажу тебе притчу: один царь заболел, и врачи приказали играть перед больным на музыкальных инструментах. Министр финансов тоже умел играть. Приведут ли играть перед царём музыканта или министра финансов? Ты сейчас как министр финансов для бедных, ты для них — казначей, ну а их дело, — плакать и просить. Они прочтут псалмы перед Творцом, и Он ответит на их молитвы». Так и произошло.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Насыщенность этого дня невероятна, и если бы еврейский народ не видел в исполнении заповедей смысл своего существования, все это просто невозможно было бы вместить в один короткий день: пост первенцев, первый день поста Эстер во время Пуримских событий, пост праведников, частичный запрет работы, уничтожение хамеца — это далеко не полный список дня 14 Нисана Читать дальше

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Проверка и уничтожение хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Уничтожение хамеца • Не быть видимым, не находиться во владении • Поиски и аннулирование хамеца • Время поисков • Свеча для поисков • Благословение на поиски • Порядок поисков • После завершения поисков • Продажа хамеца

Кимха де-Писха — обычай помощи нуждающимся к празднику Песах

Толдот Йешурун

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — Кимха деПисха (мука на Песах). Cегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п.

Иерусалим — в книгу Гиннеса

Гавриэль Блох

Предпасхальная уборка в Иерусалиме