Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-жественному Присутствию, первопричине всего, постоянно сопутствуют облака и мрак, возникающие из-за слабости нашего постигающего разума.

В нашем материальном мире мы знакомы с двумя видами естественного света. Первый — свет солнца сверху, второй — свет огня внизу. И оба они совершают два действия: светят и сжигают. И высший свет воздействует на нижний, побуждает его и является его причиной. А нижний свет вызывается им (верхним), как будто являясь инструментом для его действия, поскольку солнце воздействует на основу огня и возбуждает его. И точно таким же образом Б-г создал свет двух видов в высшем, сверхъестественном мире. Первый — это высший духовный свет, первое, что возникло в мире, отделившись от Б-га; его символом в нашем мире является Солнце. А второй — это сотворенный свет, который евреи видели на горе Синай и в других местах, — и его символом в нашем мире служит огонь. Как раз это имели в виду наши мудрецы, когда сказали, что вышний свет проистекает из солнечной сферы: они говорят здесь именно о первичном свете. А второй вышний свет образован из первого, как бы выведен из него, и каждое его проявление в мире указывает на появление Б-жественного Присутствия, на то, что Б-жественное воздействие проявилось здесь непосредственно. Можно сказать, что этот свет — знамя лагеря Шехины, Б-жественного Присутствия. Мудрецы говорят: «Туда, где проявляется Слава, нисходит Шехина».

Как всем известно, вокруг знакомого нам материального света любой природы, то есть, солнечного или огненного, всегда обнаруживается тьма. Вокруг солнца, основы всего нашего света, появляются темные тучи, которые не дают нам разглядеть его в его истинном виде. А вокруг горящего огня всегда сгущается черный дым, поскольку стихия огня в нашем мире смешана с другими первичными стихиями, близкими к природе дыма.

И то же самое относится и к двум видам вышнего света. Б-жественному Присутствию, первопричине всего, постоянно сопутствуют облака и мрак, возникающие из-за слабости нашего постигающего разума. И другой, сотворенный свет, тоже постоянно окружен «тьмой, тучами и туманом», и облака постоянно закрывают его.

Тьма, сопутствующая огню, отличается от той, что сопутствует солнечному свету. Когда солнце затемнено, это означает лишь, что нечто материальное мешает увидеть его истинный свет, то есть, сама по себе эта темнота не является чем-то реальным. Но тьма, окружающая огонь, реальна и материальна сама по себе, так как представляет собой облака черного плотного дыма. И то же самое можно заметить и в отношении небесного света. Тьма, связывающаяся со Шехиной, не есть нечто, присущее ей самой, она представляет собой лишь выражение нашей неспособности полностью постичь Б-жественное Присутствие. А темнота, окружающая второй, сотворенный свет, представляет собой закрывающее его облако, через которое свет проходит ослабленным и замутненным. Поэтому пророк говорит (Йешая 4): «И сотворит Г-сподь над всем местом горы Цион и над всеми собраниями на ней облако и дым днем и сияние пылающего огня ночью, и над всею славою будет покров». Пророк говорит о времени грядущего Избавления, когда Б-г сотворит на горе Цион огонь и свет второго, сотворенного типа. Пророк подчеркивает, что им будут сопутствовать тучи, и на горе Цион будет вместе со светом видна черная тьма. Сотворенный свет непременно требует покрывала, то есть, должен быть скрыт в окружающем его облаке.

Материальный мир устроен так, что Солнце является самым великим властителем из всех действующих в мире сил, и влияние его — самое мощное. Огонь же является сильнейшей и активнейшей из первичных стихий, и его вклад в поддержание мира — самый важный, так что для материального мира возникающих и исчезающих вещей он является властителем. Так же и Б-жественный духовный свет, то есть, Б-жественное Присутствие, является властителем всего духовного мира и всех духовных сущностей и главным действующим фактором на Небесах и на земле. А символом второго, сотворенного света является огонь, властвующий над материальным миром в целом и по природе своей самый близкий к духовному миру. Но этот духовный свет более чист и ярок, чем Солнце, и, разумеется, чем огонь, и поэтому пророк сказал (Йешая 24): «Тогда посрамлена будет Луна и пристыжено будет Солнце, потому что Г-сподь Ц-ваот будет царствовать на горе Цион и в Иерусалиме, и Слава будет пред старейшинами (народа) Его». Это означает, что Слава, то есть, сотворенный свет, проявится и станет видной старейшинам народа Израиля, и будет он настолько ярким и ясным, что при виде его «посрамлена будет Луна и пристыжено будет Солнце», потому что их свет будет в сравнении с духовным Б-жественным сиянием казаться жалким и никчемным. И еще сказано (там же): «И будет свет Луны, как свет Солнца, а свет Солнца будет всемеро сильнее света Семи дней…» Это значит, что когда Б-жественный свет откроется старейшинам Израиля, свет Солнца и Луны тоже усилится, потому что к нему добавится Б-жественный свет и сияние, причем, больше, чем было у них изначально. Ведь как Луна прибавляет в сиянии, когда рядом с ней оказывается Солнце, так и во времена Избавления Солнце и Луна приобретут часть Б-жественного света, так что их нынешнее сияние усилится всемеро по сравнению с тем, которое они излучали по своей природе. А под «светом Семи дней» здесь понимается, согласно объяснению наших мудрецов, тот свет, которым был освещен построенный Шломо Храм во время семи дней его освящения. То есть, мы узнаем, что в те дни сотворенный Б-жественный свет сиял в семь раз ярче, чем Солнце. А можно объяснить это выражение и другим способом, сказав, что «семь дней» и «всемеро» — это одно и то же. Тогда получится, что во времена Избавления свет Солнца будет постоянно всемеро сильнее, чем сейчас, как если бы свет, излучаемый Солнцем за семь дней, оказался весь собранным и объединенным в одном дне.

с разрешения издательства Швут Ами