Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Здесь Моше-рабейну обращает к Б-гу три просьбы. Первая: «Дай мне узнать, прошу, пути Твои». Вторая: «Если Твой Лик не пойдет с нами, не выводи нас отсюда». Третья: «Покажи мне, прошу, Твою Славу». По отношению к путям Б-га употреблено слово «узнать», а по отношению к Его Славе — «показать». Дело в том, что способы Б-жественного управления миром постигаются разумом, однако само устройство мира и всего творения в целом, природу и связь всех вещей так не познать. Все это можно только получить через пророчество, которое для Моше-рабейну было зримой картиной, воспринимающейся через материальные ощущения.

И вот, Б-г ответил Моше-рабейну на все три его просьбы по порядку. Ответ на первую просьбу «о познании путей Б-га и описании принципов Б-жественного управления людьми» содержится в первом стихе: «И сказал: “Я проведу все Мое благо перед тобой (то есть, покажу тебе все Мои качества и все описания Моего блага) и назову Имя Б-га перед тобой (перечислю для тебя качества Своего милосердия), и помилую того, кого помилую (то есть, проявлю милосердие к Израилю, если они этого заслужат)”.»

На вторую просьбу «Если Твой Лик не пойдет с нами, не выводи нас отсюда» отвечает второй стих: И сказал: «Не сможешь увидеть Лика Моего». Это значит: Ты справедливо опасаешься и боишься Моего гнева; ты и на самом деле не сможешь увидеть Моего Лика. Когда Мой гнев возгорится, «не увидит Меня никто, — пока Я гневаюсь, — чтобы остаться в живых», — поскольку этот Мой гнев убьет его, согласно сказанному (Дварим): «Ибо огонь возгорится в гневе Моем и сожжет до нижней преисподней, и пожрет землю и урожай ее». Поэтому-то в нашем стихе употреблено слово «Лик»: ведь в книге Дварим оно, очевидно, означает «гнев».

А на третью просьбу «Покажи мне, прошу, Твою Славу» отвечает третий стих: И сказал: «Вот, место возле Меня, и будешь ты стоять на скале». Другими словами: существует определенное место, приспособленное и подходящее для того, чтобы ты, находясь там, увидел пророческим зрением Мою Славу, о которой ты спрашивал. Это место — вершина скалы на горе Хорев, потому что именно там появилось Б-жественное Присутствие, чтобы дать евреям воду, согласно сказанному: «Вот, Я стою перед тобою там, на скале, в Хореве». И те, кто исследовал этот вопрос, знают, что в пророчестве духовные реальности упоминаются через примеры из материального мира. Поэтому стих не описывает прямо духовные реальности, а прибегает к описанию объектов материальных: «И будешь ты стоять на скале».

Это следует понимать так. Б-г сказал Моше: «Я знаю, что ты будешь стоять на вершине скалы, чтобы в состоянии большей близости ко Мне увидеть то, что оттуда видно. То есть, Я знаю, что ты так жаждешь увидеть Меня, что поднимешься на скалу. Но если бы Я допустил это, то сила Моего огня и мощь того, что открылось бы тебе, выжгли бы тебе глаза. Поэтому Мне придется защитить тебя, то есть, “поместить тебя в расщелину скалы”. Я пошлю Свой Б-жественный дух, который заберет тебя с этой вершины, поместив в расщелину, в отверстие. Тогда скала защитит тебя и прикроет, поскольку она будет “со Мной”. И тогда чудесный свет не повредит тебе, так как ты не будешь открыт для его сжигающих лучей, и он не окажется настолько сильным и ярким, чтобы ослепить тебя». Затем стих продолжает: «И будет, когда пройдет Моя Слава…» Это означает, что когда Моше-рабейну увидит духовные сущности, «председательствующие в царстве», ему не повредит то, что он преступит границы человеческих возможностей, так как Б-г Сам прикроет его, поместив в расщелину скалы, и тем убережет от любого вреда. И стих добавляет: «…пока Я не пройду», — поясняя, тем самым, что защита, которую обеспечит Б-г, и наложенное Им на Б-жественный свет ограничение никак не повредит способностям Моше-рабейну к восприятию: сразу после того, как слепящий свет познания Б-га благословенного удалится, Моше-рабейну начнет по-прежнему идеально различать все прочие вещи своим совершенным зрением, о чем прямо говорит стих: «…И Я уберу Мою руку, и ты увидишь Мою спину», — то есть, начнешь различать все создания мира, стоящие «позади Б-га», поскольку Он создал и сделал их. Б-г не только дал Моше это обещание, но и возвестил, что этим будет искуплен и прощен грех Израиля, и теперь Б-г пойдет в их среде и не станет изливать на них Свой гнев. Именно так следует понимать стих: «А Лик Мой не будет увиден», — слово «Лик» и в этом стихе тоже означает «гнев», то есть, Б-г заверяет евреев, что они не увидят Его гневного Лика и Его ярости.

И так и произошло. В конце беседы с Б-гом Моше просит: «Пусть, прошу, пойдет Б-г в среде нашей», — и Б-г соглашается исполнить эту просьбу, говоря: «Вот, Я заключаю союз…» Об этом стихе и об этом союзе я еще буду говорить.

Таким же образом можно понять стих «И прошел Б-г перед ним…», поскольку корень «пройти» на святом языке может относиться к подавлению и приглушению собственного гнева и ярости. Тогда получится, что стих говорит о том, что Б-г подавил Свой гнев и простил евреям преступление.

Итак, теперь тебе стало ясно, что Моше высказал три просьбы к Б-гу и Б-г ответил ему на каждую из них, и что слово «Лик», которое в этом отрывке несколько раз употреблено по отношению к Б-гу, везде означает «гнев».

82. Общий смысл «Тринадцати качеств милосердия» и причина упоминания имени «Господства» (34:6—9)

Нам точно известно, что качеств милосердия именно тринадцать, и все они перечислены в следующих стихах Торы: «Б-г, Б-г, Г-сподь жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, хранящий милость для тысяч (родов), прощающий вину и преступление, и грех; но оставить без наказания — не оставляющий; взыскивающий за вину отцов и с детей, и с внуков до третьего и до четвертого поколения, (если и они грешат)». И вот как эти качества обозначаются стихами Торы. Первое качество — это первое слово «Б-г». Второе — второе слово «Б-г». Третье — «Г-сподь». Четвертое — «жалостливый». Пятое — «милосердный». Шестое — «долготерпеливый». Седьмое — «и великий в благодеянии». Восьмое — «и истине». Девятое — «хранящий милость для тысяч родов». Десятое — «прощающий вину и преступление, и грех». Одиннадцатое — «но оставить без наказания». Двенадцатое — «не оставляющий». И тринадцатое — «взыскивающий за вину отцов». И вот

у тебя получился полный список всех тринадцати качеств.

И ты сможешь заметить, что эти качества милосердия — не тринадцать различных понятий, а всего одно, называемое «тринадцать качеств». Ведь первое «качество милосердия», первое имя Б-га в этом стихе — это не отдельное качество, а только само имя Б-га. Следующие восемь качеств — это свойство Б-га творить добро и проявлять милосердие: «Г-сподь жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, хранящий милость для тысяч (родов)». И последние четыре — это качества Б-жественной справедливости, соединяющейся с Б-жественным милосердием: «прощающий вину и преступление, и грех; но оставить без наказания — не оставляющий; взыскивающий за вину отцов и с детей, и с внуков…» Вот и составился полный список Тринадцати качеств милосердия, описывающий одно целостное явление.

Когда Моше-рабейну услышал, как Б-г провозглашает эти тринадцать качеств, когда понял, что большинство из них связаны с милосердием, и заметил, сколько вложено в них Б-жественной мудрости, — он простерся ниц и склонился перед Б-гом, воздавая Ему хвалу за то, что Тот позволил Моше в Своем милосердии вознестись столь высоко, а также за огромное благо, дарованное Б-гом дому Израиля, за милосердие, которое Б-г проявил к евреям.

И затем Моше-рабейну говорит: «Если нашел я милость в Твоих глазах, Г-сподин, пусть, прошу, пойдет Г-сподин в нашей среде». И это имя Б-га, «Г-сподин», начинающееся с букв «алеф» и «далет», нигде больше в этом отрывке не встречается — только в этом месте. И значение этого, на мой взгляд, двоякое. Во-первых, теперь евреям стало ясно, что именно об этом имени шла речь, когда о Своем посланнике Б-г сказал: «Ибо Имя Мое внутри него». А во-вторых, это Имя соответствует самой близкой к миру и наиболее часто проявляющейся ипостаси Б-га. Поэтому, когда Моше-рабейну умолял Б-га о разрешении войти в Землю Израиля, он сказал: «Г-сподин Б-г, Ты начал показывать рабу Твоему…» А Даниэль сказал: «А сейчас, Г-сподин, Б-г наш, Который вывел нас… Г-сподин, по всей справедливости Твоей да отвратится гнев Твой… И воззри милосердно на Твой Небесный Храм ради Тебя, Г-сподин! Г-сподин, услышь, Г-сподин, прости, Г-сподин, прислушайся! Г-сподину принадлежит милосердие и прощение!»

И, несомненно, «все эти слова святы», однако прямой смысл этого отрывка следует понимать по-другому. Моше-рабейну просто не нашел сил для того, чтобы произнести то почитаемое Имя, которое услышал из Б-жественных уст во время этой драматической и внушающей трепет встречи с Б-гом. Он не решился использовать то же выражение, которое употребил Б-г благословенный, только что говоря с ним лицом к лицу. Поэтому он обратился к нему по имени «Г-сподин», сказав: «Мой Властитель, мой Хозяин! После того, как Ты явил мне все эти милости, я попрошу у Тебя еще одного: чтобы Ты пошел среди нас…»

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»