Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Сказано в Барайте: «И отделите сынов Израиля от нечистоты их…»: сказал рабби Йошия: Отсюда мы выучиваем, что от сыновей Израиля требуется отделиться от свих жен накануне наступления их весета. И что значит «накануне»? Сказал Рава: одно «время суток». А «время суток» в данном случае — это день или ночь, так что, если весет у жены бывает днем, даже если обычно месячные приходят только в конце дня, тем не менее она запрещена мужу с начала дня. И также, если обычно месячные ее начинаются утром, а в этот раз не начались, тем не менее, она запрещена мужу весь этот день, до наступления ночи. И также, если месячные ее приходят обычно ночью, даже если обычно это бывает в начале ночи, или если это бывает обычно в конце ночи — в любом случае она запрещена мужу всю эту ночь. И, по мнению многих мудрецов, мужу запрещена не только половая близость с ней, но и все остальные «виды близости», запрещенные ему, когда его жена находится в состоянии ниды; и следует поступать согласно их мнению.

2. Некоторые говорят, что «время суток», когда муж должен отделяться от жены — это время суток, предшествующее тому, в которое бывает весет. То есть, если месячные у жены приходят обычно ночью, она запрещена мужу также и в день, предшествующий этой ночи, а если месячные у нее бывают днем, она запрещена всю ночь перед этим днем; и так и следует поступать. И только в случаях, когда муж отправляется в дорогу, или когда он вернулся из путешествия, или если она окунулась в микву во время суток, предшествующее времени весета, следовать изложенному здесь мнению не следует.

3. Если у женщины нет постоянного весета, тогда каждый тридцатый день после месячных считается для нее днем постоянного весета, и он называется «средним временем». То есть, если предыдущие месячные были у женщины в Понедельник той недели, когда читали раздел «Ноах», тогда среда недели, когда читают раздел «Толдот», будет для нее как день постоянного весета. И кроме этого, она должна после каждых месячных опасаться, что у нее установится весет по промежуткам или весет по дням, как будет разъяснено, с Б-жьей помощью, ниже. И всякий раз, когда она обязана опасаться, что придет ее весет, ее муж должен отделиться от нее во время суток, предшествующее этому времени, как мы уже объясняли.

4. Всякий раз, когда у были месячные, она обязана опасаться, что и в следующий раз у нее будут месячные в этот же день и в это же время. И мы даже не говорим о ситуации, когда у нее нет постоянного весета — в этом случае очевидно, что она должна опасаться, что и в другой раз месячные будут в тот же день и у нее установится весет; но даже та женщина, у которой есть постоянный весет, если один раз ее весет изменился и месячные пришли не тогда, когда им положено согласно весету, должна теперь опасаться, что ее весет теперь изменился ; однако, если ее весет не изменился, а просто она однажды увидела кровь еще и в другой день, не в день ее весета, тогда она не обязана опасаться изменения весета: поскольку ее постоянный весет сохраняется, она не обязана опасаться появления какого-то другого, непостоянного весета.

5. Давайте рассмотрим пример женщины, у которой нет весета. У нее были месячные в Рош-Ходеш месяца Ияр (во второй день) и 25-го числа этого месяца. Теперь она должна опасаться прихода месячных в Рош-Ходеш месяца Сиван, поскольку ей следует опасаться, что в качестве дня ее весета теперь установится Рош-Ходеш (и также 2-гоьСивана она должна опасаться, поскольку этот день является для нее «средним временем»). Если в Рош-Ходеш Сиван (а также 2-го Сивана) месячные у нее не пришли, она должна опасаться, что, возможно, у нее установится весет по промежуткам. И поскольку между месячными у нее прошло 23 дня (не считая того дня, когда были первые месячные, и того дня, когда были вторые), она должна и сейчас отсчитать 23 дня и опасаться следующего дня. Как она считает? От месяца Ияр у нее остается 4 дня, и к ним она добавляет 19 дней из месяца Сиван, так что день, когда она должна опасаться — 20-е Сивана. Если же и 20-го Сивана у нее не было месячных, она должна опасаться появления месячных 25-го Сивана, поскольку, возможно, в качестве весета у нее установилось 25-е число (и также 26-го числа она должна опасаться, поскольку этот день является для нее «средним временем»). Но в Рош-Ходеш месяца Таммуз она уже не должна опасаться, поскольку месячные, которые были у нее в Рош-Ходеш месяца Ияр, уже не засчитываются, поскольку в Рош-Ходеш месяца Сиван следующих месячных не было (а всякий раз, когда весет не установлен тремя последовательными наблюдениями, все предыдущие наблюдения отменяются одним разом, как будет объяснено ниже).

6. А вот пример женщины, у которой есть весет. Если у женщины был постоянный весет, согласно которому месячные у нее бывали каждые 25 дней, а однажды ее весет изменился, и через 25 дней месячные не пришли, а пришли в 28-й день — она должна опасаться 25-го дня от последних месячных, поскольку этого требует ее весет. Если же 25-й день прошел, а месячных не было — она должна теперь опасаться 28-го дня из-за последних месячных. Если же месячные, как и в последний раз, пришли на 28-й день — в следующий раз она все равно запрещена мужу в 25-й день после последних месячных, поскольку этого требует ее весет. Если же и в этот раз месячные пришли не на 25-й, а на 28-й день — теперь в качестве ее весета установился 28-й день, а 25-й день перестал быть ее весетом (поскольку три раза в этот день не пришли месячные), и теперь в этот день она разрешена мужу.

Если же последние ее месячные были не с равными интервалами, например, если они пришли в 28-й, 29-й и 31-й дни — ее прежний весет все равно отменен, а новый весет не установился, и она должна после последних месячных каждый раз опасаться, что у нее установится весет по промежуткам и весет по дням, а также опасаться «среднего времени», пока у нее не установится новый весет.

7. Вот принцип, которым должен руководствоваться всякий боящийся Небес: если у женщины нет постоянного весета, ему следует всегда записывать, в какой день у нее были месячные, и отмечать, какое это было число (еврейского) месяца и сколько дней прошло от предыдущих месячных, и все время опасаться в следующий раз дня, до которого прошло столько же дней, сколько прошло между последними двумя месячными, а также того же числа месяца, в которое были последние месячные, и, кроме того, он должен опасаться «среднего времени». И так он должен поступать, пока у его жены не установится постоянный весет. После же того, как весет ее установился, если вдруг случится так, что ее весет один раз изменится, муж должен опасаться и нового, еще не установившегося весета, по промежуткам и по дням. И также он не должен забывать ее установленного весета, поскольку постоянный весет отменяется только тремя последовательными наблюдениями, как будет разъяснено ниже.

8. Если у женщины есть постоянный весет, то, если один или два раза прошел установленный день или у нее появились телесные признаки весета, а месячные не пришли, то, даже если ей абсолютно ясно, что месячных не было, как, например, в случае, если у нее все время месяца была вставлена проверочная ватка — тем не менее, из-за этого ее установленный весет еще не отменился, и она должна еще опасаться следующего дня согласно тому же весету также и в третий раз. Если же пришел третий раз, а месячных снова не было, то, если ей абсолютно ясно, что месячных действительно не было, как, например, в случае, если все три раза все время весета у нее была вставлена проверочная ватка — с этого момента ее весет отменен, и больше она не должна его опасаться, поскольку постоянный весет отменяется тремя последовательными наблюдениями, даже если он сохранялся неизменным несколько лет.

А непостоянный весет, то есть весет, установленный только одним или двумя наблюдениями — если пришел установленный день или появились телесные признаки, а месячных не было, даже если она не проверяла себя максимально тщательно, а просто не заметила, чтобы у нее были месячные — она больше не должна опасаться этого весета, поскольку непостоянный весет, не установленный тремя последовательными наблюдениями, отменяется за один раз, даже без проверки.

9. Если у женщины есть постоянный весет, то до наступления того часа, когда у нее обычно бывают месячные, ей следует ввести проверочную ватку, чтобы точно знать, что происходит, поскольку следует опасаться, что из нее выльется небольшая капля крови и останется не замеченной, и женщина не узнает об этом. Если же она этого не сделала, а время ее весета прошло, она запрещена мужу, пока не проверит себя со всей возможной тщательностью. Если же во время весета она мылась, после того проверка ей не поможет, и ей следует считать себя нечистой, поскольку, если не доказано обратное, мы считаем, что кровь появилась в установленное время. Если же у нее нет постоянного весета, а она только лишь опасается непостоянного, то, если время непостоянного весета прошло, а она не видела крови, даже если она не проверяла себя тщательно, — после этого она считается чистой. Однако «среднее время», то есть тридцатый день, считается постоянным весетом — и нужно поступать так, как разъяснено выше.

10. Если месячные у женщины продолжаются два или три дня, в течение которых кровь либо льется, либо капает, — днем месячных считается первый день. Некоторые же говорят, что все время ей следует опасаться всех тех дней, в течение которых кровь не перестает течь.

11. Как весета по промежуткам и весета по дням женщина начинает опасаться после одного наблюдения, также и весета по телесным признакам и комплексного весета ей следует опасаться после одного наблюдения. И так же, как весет по промежуткам и весет по дням отменяются одним наблюдениям, также и весет по телесным признакам и комплексный весет отменяются одним наблюдением. И так же, как постоянный весет по промежуткам и постоянный весет по дням отменяются только тремя последовательными наблюдениями, постоянный весет по телесным признакам или комплексный постоянный весет отменяются тремя последовательными наблюдениями. То есть: если у женщины был только весет по телесным признакам, если она три раза подряд зевала, а месячные не пришли, после этого, когда она зевает, она не должна опасаться наступления весета. Если же у нее был постоянный комплексный весет, то, когда три раза подряд пришел ее день и она в этот день зевала, а месячных не было, весет отменен. Но если она только зевала или только пришел нужный день — это не отменяет постоянного комплексного весета, поскольку он может быть отменен только так же, как был установлен.

12. Беременная, если с начала беременности прошло больше трех месяцев, а также кормящая считаются не имеющими месячных и не должны опасаться весета, хотя он у них и постоянный; тем не менее они должны опасаться дней после того, как видели кровь, так же, как опасаются те, у кого нет постоянного весета.

Когда же она перестает кормить, она возвращается к своему прежнему весету, то есть, если днем ее весета был Рош-Ходеш, она теперь начинает опасаться первого же Рош-Ходеш; однако, если у нее был весет по промежуткам, она не начинает опасаться до наступления первых месячных, и тогда отсчитывает столько дней, сколько обычно отсчитывала. И опасается высчитанного дня.


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.