Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Не читают «Песнь во время благодарственного жертвоприношения», а также «Начальнику хора — хвалебная песнь от Давида».

2. Разрешается есть хамец только до трети дня (день — это время от появления зари до выхода звезд)1. Для использования же хамец разрешен еще один час, и в течение этого час его разрешается продать нееврею; однако после этого хамец запрещено также использовать. И необходимо сжечь весь хамец и аннулировать его в то время, пока его еще разрешено использовать.

3. Начиная с полудня запрещено работать. Работы, которые разрешается делать в это время — это те же самые работы, которые разрешается выполнять в Холь а-Моэд2. Но принято разрешать просить нееврея выполнить для еврея работу. В некоторых же местах принято запрещать работать весь день 14-го Нисана2*.

4. Постричься, а также постричь ногти необходимо до полудня. Если же человек забыл это сделать, он может постричь ногти и после полудня. Но постричься в этом случае разрешается, только воспользовавшись помощью нееврея.

5. Запрещено есть мацу весь день3. И даже несовершеннолетним, начиная с того возраста, когда они в состоянии понять, что такое исход из Египта, не дают в этот день мацу. Но кушанья, приготовленные из размолотой мацы, можно есть даже взрослым до начала десятого часа, то есть до последней четверти дня. А начиная с этого времени разрешается поесть только в случае необходимости4, немного фруктов или мяса и рыбы. И нужно проследить за тем, чтобы не наедаться, поскольку ночью необходимо будет есть мацу с аппетитом.

6. Первенцы, как первенцы матери, так и первенцы отца, постятся в канун Песаха, даже если он выпал на пятницу. И также первый ребенок матери, до рождения которого у матери были выкидыши, должен поститься. Пока первенец несовершеннолетний5, вместо него постится его отец.

Разрешено ли первенцам участвовать в заповеданной трапезе, которую устраивают в этот день, зависит от обычая данного места.

7. Первенец, который постится в канун Песаха, произносит в Минху отрывок: «Ответь нам…». Если среди молящихся присутствуют несколько постящихся первенцев, никто из них не должен быть хазаном, поскольку при повторении хазаном «Шмонэ Эсрэ» не следует произносить: «Ответь нам…», так как дело происходит в месяц Нисан6.

8. Те, кто желает выполнить заповедь наилучшим образом, пекут мацу, предназначенную для заповеди, в канун Песаха после полудня, поскольку в это время приносилась пасхальная жертва; и, поскольку в это время хамец уже запрещен, хорошо было бы произнести текст, аннулирующий заквасившиеся кусочки теста, то есть произнести на понятном языке примерно следующее: «Все кусочки теста, которые упадут во время замешивания теста и формовки мацы, и также тесто, которое прилипнет к посуде, я аннулирую и объявляю никому не принадлежащими»7.

9. А воду, которой моют посуду при выпечке мацы, следует сливать на склон, где она растечется, и этот склон не должен быть вымощен камнями, чтобы вода успела быстро впитаться в землю, поскольку если вылить эту воду на ровное место, или даже на склон, но замощенный камнями, следует опасаться того, что много воды с мукой соберется в одном месте до того, как впитается в землю, и окажется, что у человека оказался хамец в его владении8.


1 А по мнению а-Гра, день — это время от появления первого луча солнца и до заката. На практике в данном случае правильно было бы рассчитывать время дня согласно «Кицур Шульхан Арух».

2 См. МБ, которая перечисляет другие разрешенные в это время работы.

2* Однако первая половина дня имеет другие законы: в это время разрешены некоторые работы, запрещенные во вторую половину дня. См. «Шульхан Арух», глава 468, параграф 5.

3 У некоторых принято не есть мацу, начиная с Рош Ходеш Нисан.

4 Слова «в случае необходимости» в МБ отсутствуют.

5 Начиная с месячного возраста.

6 Если же постящийся первенец молится в качестве хазана, пусть при повторении «Шмонэ Эсрэ» произнесет: «Ответь нам…» в благословении: «…внимающий молитве».

7 Но все равно лучше успевать выбросить их прежде, чем они заквасятся.

8 Если же человек выливает эту воду в общественное владение, или даже на своем собственном дворе, но до того часа, когда хамец становится запрещенным — мудрецы последнего времени спорят, необходимо ли поступать так, как описано в этом параграфе.


Нравится!
Поделиться ссылкой:

Тема дня

Тазриа

Читать дальше