Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Главная особенность пасхальной недели — запрет на все квасное, на иврите хамец. Строгое определение: хамец — это любой из «пяти видов» злаковых, пришедший в соприкосновение с водой (или влагой), что послужило началу процесса закваски. Под «пяти видами» понимаются: пшеница, полба, овес, ячмень и рожь.

Когда евреи спешно покидали Египет под предводительством Моше, они запаслись едой на дорогу, но тесто, ими прихваченное, не успело закваситься, так что пришлось сделать из него пресные лепешки — мацу.

В Песах можно есть только мацу (в первый день есть мацу положено), сделанную из тех же «пяти видов» специальным способом, а на весь хамец наложен строжайший запрет: его нельзя не только есть, но он не может находиться во владении еврея все семь дней. Поэтому накануне Песаха мы его уничтожаем — физически, продажей или путем «отказа в сердце». Так что, найденная в разгаре пасхальной недели аппетитная булочка — в наших глазах не больше, чем «прах земли»; и поэтому мы не покусимся на нее даже после окончания Песаха.

Есть в законах о маце один важный момент: она — напоминание всем последующим поколениям о том, что наши отцы в полноте и чистоте своей веры приняли обещание Всевышнего дать им свободу. Творец сказал, что обеспечит их всем необходимым, и они не побеспокоились о запасах хлеба, выйдя в долгий путь только с лепешками.

Тора указывает, что всякий еврей, нарушивший запрет на хамец, наказывается самыми страшным образом: если он съест его в объеме не меньше, чем маслина, то будет наказан особым наказанием с Неба — карет (например, ранняя смерть).

Запрещено есть не только хамец, но и любую его смесь с прочими видами пищи. Поэтому евреи, в избежание нарушения, особо придирчиво чистят пасхальную посуду. В большинстве семей вообще меняют всю посуду на специальный набор, которым пользуются только на Песах.

В «Краткой книге заповедей» Хафец-Хаим перечисляет все запреты Торы, связанные с хамецом. Повторим их:1) запрет видеть хамец в доме или владениях еврея все семь дней Песах; 2) запрет оставлять хамец в доме еврея или его владениях; 3) запрет есть хамец в Песах; 4) запрет есть в Песах пищу, смешанную с хамецом.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени