Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Главная особенность пасхальной недели — запрет на все квасное, на иврите хамец. Строгое определение: хамец — это любой из «пяти видов» злаковых, пришедший в соприкосновение с водой (или влагой), что послужило началу процесса закваски. Под «пяти видами» понимаются: пшеница, полба, овес, ячмень и рожь.

Когда евреи спешно покидали Египет под предводительством Моше, они запаслись едой на дорогу, но тесто, ими прихваченное, не успело закваситься, так что пришлось сделать из него пресные лепешки — мацу.

В Песах можно есть только мацу (в первый день есть мацу положено), сделанную из тех же «пяти видов» специальным способом, а на весь хамец наложен строжайший запрет: его нельзя не только есть, но он не может находиться во владении еврея все семь дней. Поэтому накануне Песаха мы его уничтожаем — физически, продажей или путем «отказа в сердце». Так что, найденная в разгаре пасхальной недели аппетитная булочка — в наших глазах не больше, чем «прах земли»; и поэтому мы не покусимся на нее даже после окончания Песаха.

Есть в законах о маце один важный момент: она — напоминание всем последующим поколениям о том, что наши отцы в полноте и чистоте своей веры приняли обещание Всевышнего дать им свободу. Творец сказал, что обеспечит их всем необходимым, и они не побеспокоились о запасах хлеба, выйдя в долгий путь только с лепешками.

Тора указывает, что всякий еврей, нарушивший запрет на хамец, наказывается самыми страшным образом: если он съест его в объеме не меньше, чем маслина, то будет наказан особым наказанием с Неба — карет (например, ранняя смерть).

Запрещено есть не только хамец, но и любую его смесь с прочими видами пищи. Поэтому евреи, в избежание нарушения, особо придирчиво чистят пасхальную посуду. В большинстве семей вообще меняют всю посуду на специальный набор, которым пользуются только на Песах.

В «Краткой книге заповедей» Хафец-Хаим перечисляет все запреты Торы, связанные с хамецом. Повторим их:1) запрет видеть хамец в доме или владениях еврея все семь дней Песах; 2) запрет оставлять хамец в доме еврея или его владениях; 3) запрет есть хамец в Песах; 4) запрет есть в Песах пищу, смешанную с хамецом.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше

Наивность хороших людей

Журнал «Мир Торы»

Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине

Два хасида и гуру

Переводчик Виктория Ходосевич

В душе каждого еврея живет пинтэле йид, особая искра, которая никогда не гаснет. Как бы далеко ни отошел еврей, сбившийся с пути, как бы громко ни отвергал свое еврейство, как бы ни отворачивался со стыдом от своей еврейской души — пинтэле йид всегда жива и готова вновь стать огнем. Но у каждого еврея есть и «помощники», которые изо всех сил стараются этому помешать. Иногда это страх, иногда — эгоизм, иногда — самодовольство.

Тьма перед рассветом 7. Раби Акива

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание

Вечность Торы

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Отрывок из книги «Пламя не спалит тебя»

Религиозная светскость

Журнал «Мир Торы»

Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.

Директор цирка

Даниэль Шевелевич

Борух-Айзик Соловьев выбрал для себя нетипичную специальность. Он хотел стать не инженером, не врачом, не адвокатом... а циркачом. Полная событиями биография еврея, ставшего директором Московского цирка.

Новогодний оливье и немного нежно

Браха Губерман

Пока я восстанавливала придушенные новостью основные инстинкты, мой редактор неспешно рассказывал о том, что 1 января назвал новогодним днем римский император Юлий Цезарь. Это по его высочайшему повелению январю дали имя двуликого римского бога Януса.

Пламя не спалит тебя. Эрец-Исраэль в ожидании своего народа - заключение

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера