Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов

Всевышний хотел, чтобы царь Хизкияу умер, не успев совершить греха?

16 августа 2016 года, темы: Раскаяние, Танах, Пророчество, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Добрый день, Квод ха Рав. Спасибо огромное за то, что вы делаете. Этот сайт стал для меня неким руководством по исправлению своих путей и, дай Б-г, ещё для многих людей кроме меня. У меня вопрос следующего характера: царь Хизкияху должен был умереть. Однако, когда он помолился, Б-г даровал ему дополнительные годы жизни. А Хизкияху, в свою очередь, согрешил, выставив напоказ все свое богатство. Может ли быть такое, что Б-г, зная наперед о прегрешении праведника, забирает его, дабы сохранить его душу и его потомство от греха? И не является ли грехом то, что Хизкияху обрадовался тому, что беда настигнет его потомство, а не его самого? С уважением, Евгений

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Евгений!

О Вашем первом вопросе: в истории с Хизкияу Б-г никого не забрал преждевременно, чтобы сохранить душу этого человека от греха, так что случай Хизкияу не имеет отношения к этой теме.

Но есть другой пример — Ханох, о котором сказано (Берешит 5:24): «И не стало его, ибо взял его Б-г». Раши (там же, 5:22) объясняет: Ханох был великим праведником, но не был достаточно стойким человеком, и существовала опасность, что он не останется на прежнем уровне и согрешит. Поэтому Б-г забрал его сравнительно рано: другие люди того времени жили по восемьсот-девятьсот лет, а Ханох — только триста шестьдесят пять. Но и здесь речь не идет о том, что Ханох совершил бы какой-то определенный грех. Просто в целом существовала опасность, что он может не удержаться на том высочайшем духовном уровне.

О реакции Хизкияу на пророчество о бедствии, которое постигнет его потомство, но не его самого (Йешаяу 39:8): «Благо слово Г-спода, которое ты изрек, будут мир и правда в дни мои!» На первый взгляд, его слова действительно напоминают знаменитую реплику, приписываемую Людовику XV: «После нас хоть потоп!» Но Мальбим (в комментарии к этому стиху) объясняет, что Хизкияу имеет в виду другое.

Существует принцип: когда пророк предсказывает бедствия, — которые обычно являются наказанием за грехи, — они еще могут быть предотвращены, если люди раскаются. Но если пророчество благоприятно, оно сбудется безусловно. Это и имеет в виду Хизкияу. Пророк сообщил ему две новости: хорошую и дурную. Хорошая — при его жизни будет мир. Плохая — после его смерти будут беды. На это Хизкия реагирует: первая новость — точно хорошая, т.к., если пророк предсказывает хорошее, это обязательно сбудется. Вторая же новость — не обязательно плохая, т.к., если люди раскаются, то беду еще можно предотвратить.

Таким образом, на самом деле в реакции Хизкияу вовсе не было эгоизма и это не было грехом.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме