Из цикла «Хроника поколений», темы: История, Рав Александр Кац
Ханох бен Йеред (חנוך; 622—987 гг. /3138—2773 гг. до н.э./) — великий праведник и знаток сокровенной мудрости, духовный лидер своего поколения.
Правнук Кейнана (см.).
Родился в 622 году, когда его отцу Йереду было 162 года (Берешит 5:18). Появился на свет обрезанным (Шохер тов 9).
Ему удалось спастись в дни губительного наводнения, уничтожившего треть человечества (Танхума, Бемидбар 26).
Учился у первого человека — Адама (см.) и стал хранителем его сокровенных знаний: ему были открыты все тайны высших миров (Зоар 1, 37б). Был выдающимся праведником — в Торе сказано, что он «ходил с Богом» (Берешит 5:22).
Многие годы Ханох провел в уединении, совершенствуясь в служении Творцу. Позднее по прямому указанию ангела, посланца с Небес, он прервал свое добровольное заточение и стал обучать людей Б-жественной мудрости. Все люди собирались вокруг него и внимали его урокам, понимая, что на нем пребывает «дух Б-га» (руах Элоким).
В 687 году /3073 г. до н.э./, когда Ханоху было 65 лет, собралось около ста тридцати царей и знатных людей, представляющих все человечество, и они избрали его верховным правителем над всеми людьми (Сефер аяшар).
В том же, 687 году, у Ханоха родился сын-первенец Метушелах (см.), а затем и другие дети (Берешит 5:21—22).
Ханох правил в течение двухсот сорока трех лет. И все годы его правления человечество служило Творцу, и по всей земле был мир (Сефер аяшар).
В 930 году /2830 г. до н.э./ году, когда умер его наставник Адам, Ханох возглавил траурную процессию, в которой принимало участие все человечество (Седер олам раба 1; Сефер аяшар). Ханох стал хранителем книги Адама — Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля), содержащей тайные познания об устройстве и управлении Вселенной (Зоар 1, 55б).
После смерти своего наставника Ханох вновь удалился от людей, но, в отличие от своего первого уединения, на этот раз он периодически выходил к ним и наставлял их. В течение многих лет он уединялся на три дня и на день появлялся на людях, потом он стал затворяться на шесть дней подряд и выходил только на седьмой, еще позднее он стал появляться на людях только раз в месяц, а в дальнейшем — и раз в год. И, наконец, он вновь перешел к полному молитвенному уединению, и даже цари и главы племен не решались потревожить его (Сефер аяшар).
Ханох написал ряд книг, посвященных служению Творцу, но они не были восприняты и поняты его современниками. Он также составил первые книги по астрономии и космологии (Седер адорот).
В 986 году /2774 г. до н.э./ Ханох собрал всех обитателей земли и сообщил им, что в ближайшее время должен покинуть этот мир. Он дал людям уставы и законы, и обучал их несколько дней.
В один из дней все окружающие его люди увидели, как с неба спустился некий светящийся объект, «подобный большому огненному коню». Ханох взошел на этого «коня» и «поскакал» на нем, и все люди, около восьмисот тысяч человек, провожали его в течение дня. А затем, еще шесть дней, с ним оставалась только группа близких учеников. На седьмой день Ханох был вознесен на небо на «огненной колеснице, запряженной огненными конями» (Сефер аяшар; Седер адорот).
Ханох покинул земной мир в первый день 987 года, в Рош ашана, — ему было 365 лет (Берешит 5:23—24). В Торе сказано, что «взял его Б-г» (там же 5:24), — он был «взят» в мир душ живым и обрел там новое «тело» из тончайшей световой субстанции (Зоар 1, 37б; Эц Йосеф, Берешит раба 25:1). И так же, как он был правителем на земле, он стал ангелом-правителем высших миров, носящим имя Метатрон (Таргум Йонатан,Берешит 5:24; Зоар 1, 56б).
А во главе человечества его сменил старший сын Метушелах (Сефер аяшар).
По свидетельству кабалистов в Ханохе при его земной жизни была воплощена «искра души» ангела Уриэля, которая затем возродилась в нашем праотце Яакове (см.), — и даже внешне Яаков обладал абсолютным сходством с Ханохом (Седер адорот).
Одна из книг, составленных Ханохом, находилась у Яакова, и он ее изучал (Зоар хадаш, Итро 37/3/).
В настоящее время подлинный текст книг Ханоха недоступен для изучения. Два приписываемых ему апокалипсических сочинения, сохранившихся на старославянском и эфиопском языках, еврейская традиция считает совершенно недостоверными и относит к категории запрещенных для чтения «внешних книг» (сфарим хицониим).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?