Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ханох бен Йеред (חנוך; 622—987 гг. /3138—2773 гг. до н.э./) — великий праведник и знаток сокровенной мудрости, духовный лидер своего поколения.

Правнук Кейнана (см.).

Родился в 622 году, когда его отцу Йереду было 162 года (Берешит 5:18). Появился на свет обрезанным (Шохер тов 9).

Ему удалось спастись в дни губительного наводнения, уничтожившего треть человечества (Танхума, Бемидбар 26).

Учился у первого человека — Адама (см.) и стал хранителем его сокровенных знаний: ему были открыты все тайны высших миров (Зоар 1, 37б). Был выдающимся праведником — в Торе сказано, что он «ходил с Богом» (Берешит 5:22).

Многие годы Ханох провел в уединении, совершенствуясь в служении Творцу. Позднее по прямому указанию ангела, посланца с Небес, он прервал свое добровольное заточение и стал обучать людей Б-жественной мудрости. Все люди собирались вокруг него и внимали его урокам, понимая, что на нем пребывает «дух Б-га» (руах Элоким).

В 687 году /3073 г. до н.э./, когда Ханоху было 65 лет, собралось около ста тридцати царей и знатных людей, представляющих все человечество, и они избрали его верховным правителем над всеми людьми (Сефер аяшар).

В том же, 687 году, у Ханоха родился сын-первенец Метушелах (см.), а затем и другие дети (Берешит 5:21—22).

Ханох правил в течение двухсот сорока трех лет. И все годы его правления человечество служило Творцу, и по всей земле был мир (Сефер аяшар).

В 930 году /2830 г. до н.э./ году, когда умер его наставник Адам, Ханох возглавил траурную процессию, в которой принимало участие все человечество (Седер олам раба 1; Сефер аяшар). Ханох стал хранителем книги Адама — Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля), содержащей тайные познания об устройстве и управлении Вселенной (Зоар 1, 55б).

После смерти своего наставника Ханох вновь удалился от людей, но, в отличие от своего первого уединения, на этот раз он периодически выходил к ним и наставлял их. В течение многих лет он уединялся на три дня и на день появлялся на людях, потом он стал затворяться на шесть дней подряд и выходил только на седьмой, еще позднее он стал появляться на людях только раз в месяц, а в дальнейшем — и раз в год. И, наконец, он вновь перешел к полному молитвенному уединению, и даже цари и главы племен не решались потревожить его (Сефер аяшар).

Ханох написал ряд книг, посвященных служению Творцу, но они не были восприняты и поняты его современниками. Он также составил первые книги по астрономии и космологии (Седер адорот).

В 986 году /2774 г. до н.э./ Ханох собрал всех обитателей земли и сообщил им, что в ближайшее время должен покинуть этот мир. Он дал людям уставы и законы, и обучал их несколько дней.

В один из дней все окружающие его люди увидели, как с неба спустился некий светящийся объект, «подобный большому огненному коню». Ханох взошел на этого «коня» и «поскакал» на нем, и все люди, около восьмисот тысяч человек, провожали его в течение дня. А затем, еще шесть дней, с ним оставалась только группа близких учеников. На седьмой день Ханох был вознесен на небо на «огненной колеснице, запряженной огненными конями» (Сефер аяшар; Седер адорот).

Ханох покинул земной мир в первый день 987 года, в Рош ашана, — ему было 365 лет (Берешит 5:23—24). В Торе сказано, что «взял его Б-г» (там же 5:24), — он был «взят» в мир душ живым и обрел там новое «тело» из тончайшей световой субстанции (Зоар 1, 37б; Эц Йосеф, Берешит раба 25:1). И так же, как он был правителем на земле, он стал ангелом-правителем высших миров, носящим имя Метатрон (Таргум Йонатан,Берешит 5:24; Зоар 1, 56б).

А во главе человечества его сменил старший сын Метушелах (Сефер аяшар).

По свидетельству кабалистов в Ханохе при его земной жизни была воплощена «искра души» ангела Уриэля, которая затем возродилась в нашем праотце Яакове (см.), — и даже внешне Яаков обладал абсолютным сходством с Ханохом (Седер адорот).

Одна из книг, составленных Ханохом, находилась у Яакова, и он ее изучал (Зоар хадаш, Итро 37/3/).

В настоящее время подлинный текст книг Ханоха недоступен для изучения. Два приписываемых ему апокалипсических сочинения, сохранившихся на старославянском и эфиопском языках, еврейская традиция считает совершенно недостоверными и относит к категории запрещенных для чтения «внешних книг» (сфарим хицониим).

с разрешения издательства Швут Ами


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?