Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ханох бен Йеред (חנוך; 622—987 гг. /3138—2773 гг. до н.э./) — великий праведник и знаток сокровенной мудрости, духовный лидер своего поколения.

Правнук Кейнана (см.).

Родился в 622 году, когда его отцу Йереду было 162 года (Берешит 5:18). Появился на свет обрезанным (Шохер тов 9).

Ему удалось спастись в дни губительного наводнения, уничтожившего треть человечества (Танхума, Бемидбар 26).

Учился у первого человека — Адама (см.) и стал хранителем его сокровенных знаний: ему были открыты все тайны высших миров (Зоар 1, 37б). Был выдающимся праведником — в Торе сказано, что он «ходил с Богом» (Берешит 5:22).

Многие годы Ханох провел в уединении, совершенствуясь в служении Творцу. Позднее по прямому указанию ангела, посланца с Небес, он прервал свое добровольное заточение и стал обучать людей Б-жественной мудрости. Все люди собирались вокруг него и внимали его урокам, понимая, что на нем пребывает «дух Б-га» (руах Элоким).

В 687 году /3073 г. до н.э./, когда Ханоху было 65 лет, собралось около ста тридцати царей и знатных людей, представляющих все человечество, и они избрали его верховным правителем над всеми людьми (Сефер аяшар).

В том же, 687 году, у Ханоха родился сын-первенец Метушелах (см.), а затем и другие дети (Берешит 5:21—22).

Ханох правил в течение двухсот сорока трех лет. И все годы его правления человечество служило Творцу, и по всей земле был мир (Сефер аяшар).

В 930 году /2830 г. до н.э./ году, когда умер его наставник Адам, Ханох возглавил траурную процессию, в которой принимало участие все человечество (Седер олам раба 1; Сефер аяшар). Ханох стал хранителем книги Адама — Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля), содержащей тайные познания об устройстве и управлении Вселенной (Зоар 1, 55б).

После смерти своего наставника Ханох вновь удалился от людей, но, в отличие от своего первого уединения, на этот раз он периодически выходил к ним и наставлял их. В течение многих лет он уединялся на три дня и на день появлялся на людях, потом он стал затворяться на шесть дней подряд и выходил только на седьмой, еще позднее он стал появляться на людях только раз в месяц, а в дальнейшем — и раз в год. И, наконец, он вновь перешел к полному молитвенному уединению, и даже цари и главы племен не решались потревожить его (Сефер аяшар).

Ханох написал ряд книг, посвященных служению Творцу, но они не были восприняты и поняты его современниками. Он также составил первые книги по астрономии и космологии (Седер адорот).

В 986 году /2774 г. до н.э./ Ханох собрал всех обитателей земли и сообщил им, что в ближайшее время должен покинуть этот мир. Он дал людям уставы и законы, и обучал их несколько дней.

В один из дней все окружающие его люди увидели, как с неба спустился некий светящийся объект, «подобный большому огненному коню». Ханох взошел на этого «коня» и «поскакал» на нем, и все люди, около восьмисот тысяч человек, провожали его в течение дня. А затем, еще шесть дней, с ним оставалась только группа близких учеников. На седьмой день Ханох был вознесен на небо на «огненной колеснице, запряженной огненными конями» (Сефер аяшар; Седер адорот).

Ханох покинул земной мир в первый день 987 года, в Рош ашана, — ему было 365 лет (Берешит 5:23—24). В Торе сказано, что «взял его Б-г» (там же 5:24), — он был «взят» в мир душ живым и обрел там новое «тело» из тончайшей световой субстанции (Зоар 1, 37б; Эц Йосеф, Берешит раба 25:1). И так же, как он был правителем на земле, он стал ангелом-правителем высших миров, носящим имя Метатрон (Таргум Йонатан,Берешит 5:24; Зоар 1, 56б).

А во главе человечества его сменил старший сын Метушелах (Сефер аяшар).

По свидетельству кабалистов в Ханохе при его земной жизни была воплощена «искра души» ангела Уриэля, которая затем возродилась в нашем праотце Яакове (см.), — и даже внешне Яаков обладал абсолютным сходством с Ханохом (Седер адорот).

Одна из книг, составленных Ханохом, находилась у Яакова, и он ее изучал (Зоар хадаш, Итро 37/3/).

В настоящее время подлинный текст книг Ханоха недоступен для изучения. Два приписываемых ему апокалипсических сочинения, сохранившихся на старославянском и эфиопском языках, еврейская традиция считает совершенно недостоверными и относит к категории запрещенных для чтения «внешних книг» (сфарим хицониим).

с разрешения издательства Швут Ами


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин