Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что предпочесть? Самореализацию и гордыню? Или такой жизненный путь, чтобы гордиться было нечем?

Темы: Гордость, Скромность, Работа, Исправление качеств, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Уважаемые Равы! Долгое время меня мучает дилемма, чем руководствоваться при поиске работы. Я очень амбициозна и считаю это очень плохим качеством — гордыней, поэтому, наверное, чтобы исправить это свойство, мне надо пойти на любую работу, не считаясь с социальным статусом и престижем. Но, с другой стороны, я очень много училась, обладаю творческими способностями, знанием и опытом. Я задумываюсь о том, что раз Творец наделил меня способностями, я должна применить их на пользу Израиля, искать достойную работу в соответствии с образованием и навыками. Что важнее: применить свои таланты или принизить себя, чтобы бороться с гордыней? Т.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемая Т.,

В Торе, в главе «Ваякель»[1] о Бецалеле, мастере, который строил Мишкан, сказано: «И сказал Моше сынам Исраэля: Смотрите, Господь призвал… Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды». Раби Моше Файнштейн спрашивает: на что именно они должны были смотреть? Куда смотреть? Или, может быть, там раздался голос с Небес, который объявил о талантах Бецалеля и о том, что именно он должен строить Мишкан? Ответ — далее в тексте Торы[2]: «Исполнил его духом Б-жиим, мудростью, разумением, и ведением, и всяким умением». То есть, если у него есть способности — это знак, что ему предназначено реализовать их. И это — словно голос с Небес, объявляющий, что именно Бецалель избран для строительства Мишкана.

Известно также высказывание раби Исроэля из Саланта о талантах и способностях человека: на Небесах не дарят подарки, с Небес дают человеку инструменты, чтобы наполнить себя достойным содержанием.

Но и с другой стороны Вы правы, и об этом сказано в книге Пэле Йоэц[3]: следует человеку бежать от почета — как от огня!

Кажется, Ваш вопрос именно в этом: что предпочесть? Реализацию своих талантов, престижную работу, достойное социальное положение, но вместе с этим — неизбежную гордыню? Или такой жизненный путь, чтобы даже гордиться было нечем?

Продолжая тему бегства от почета, автор Пэле Йоэц пишет:

…и если его настигает это дурное качество — стремление к почету — пусть скажет себе так: Что я, и что моя жизнь? Ничтожная капля, прах и пепел, никчемный червь, сосуд, полный испражнений, стыда и позора! Ничего человек собой не представляет, и что мне даст уважение и почет еще от нескольких людей? И я, и они — суета сует, но вот если я в почете у Самого Всевышнего — зачем мне другая жизнь и почет перед людьми?..

…и должен человек быть по-настоящему скромным, и пусть всем сердцем верит, что на самом деле — он не достоин никакого почета в силу своей убогости, и незначительности, и малых духовных достижений, и в силу множества своих грехов. Ну, а если другие ошибаются в нем и почитают его, — пусть тем больше переживает из-за этого. Ведь, получая наслаждение от почета в этом мире, он отнимает часть от своих заслуг и вечного почета в Мире грядущем. И пусть его сердце замирает при мысли: если бы только знали мои соседи о моих грехах — держались бы от меня подальше!

И даже если ему кажется, что есть люди, худшие, чем он, и менее праведные — это не причина для того, чтобы возвеличиваться в своих глазах. Ведь Всевышний судит каждого человека в соответствии с его способностями, знаниями и возможностями. И, возможно, то, что от человека требуется в соответствии с данными ему способностями, он не делает (а его товарищ, о котором он думает, что тот менее праведен, — делает). И в таком случае в глазах Всевышнего — его товарищ почитаем и велик более, чем он сам. Так следует думать человеку, желающему избежать зла…

Как видите, правильный путь — действительно не гнаться за почетом и престижем. Но при этом — стараться реализовать все таланты и способности, данные нам Всевышним. Моше-рабейну, через которого Всевышний дал Тору народу Израиля, — знал о своей исключительной роли и своих способностях. Тем не менее, он не отказался быть тем, кем был. Но сама Тора о нем свидетельствует[4]: Моше — скромнее всех людей на земле…

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Пятикнижие, книга Шемот, 35:30.

[2] Там же, стих 31.

[3] См. “פלא יועץ”, ערך “כבוד”

[4] Пятикнижие, книга Бемидбар, 12:3.

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский