Темы: Гордость, Скромность, Работа, Исправление качеств, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые Равы! Долгое время меня мучает дилемма, чем руководствоваться при поиске работы. Я очень амбициозна и считаю это очень плохим качеством — гордыней, поэтому, наверное, чтобы исправить это свойство, мне надо пойти на любую работу, не считаясь с социальным статусом и престижем. Но, с другой стороны, я очень много училась, обладаю творческими способностями, знанием и опытом. Я задумываюсь о том, что раз Творец наделил меня способностями, я должна применить их на пользу Израиля, искать достойную работу в соответствии с образованием и навыками. Что важнее: применить свои таланты или принизить себя, чтобы бороться с гордыней? Т.
Шалом, уважаемая Т.,
В Торе, в главе «Ваякель»[1] о Бецалеле, мастере, который строил Мишкан, сказано: «И сказал Моше сынам Исраэля: Смотрите, Господь призвал… Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды». Раби Моше Файнштейн спрашивает: на что именно они должны были смотреть? Куда смотреть? Или, может быть, там раздался голос с Небес, который объявил о талантах Бецалеля и о том, что именно он должен строить Мишкан? Ответ — далее в тексте Торы[2]: «Исполнил его духом Б-жиим, мудростью, разумением, и ведением, и всяким умением». То есть, если у него есть способности — это знак, что ему предназначено реализовать их. И это — словно голос с Небес, объявляющий, что именно Бецалель избран для строительства Мишкана.
Известно также высказывание раби Исроэля из Саланта о талантах и способностях человека: на Небесах не дарят подарки, с Небес дают человеку инструменты, чтобы наполнить себя достойным содержанием.
Но и с другой стороны Вы правы, и об этом сказано в книге Пэле Йоэц[3]: следует человеку бежать от почета — как от огня!
Кажется, Ваш вопрос именно в этом: что предпочесть? Реализацию своих талантов, престижную работу, достойное социальное положение, но вместе с этим — неизбежную гордыню? Или такой жизненный путь, чтобы даже гордиться было нечем?
Продолжая тему бегства от почета, автор Пэле Йоэц пишет:
…и если его настигает это дурное качество — стремление к почету — пусть скажет себе так: Что я, и что моя жизнь? Ничтожная капля, прах и пепел, никчемный червь, сосуд, полный испражнений, стыда и позора! Ничего человек собой не представляет, и что мне даст уважение и почет еще от нескольких людей? И я, и они — суета сует, но вот если я в почете у Самого Всевышнего — зачем мне другая жизнь и почет перед людьми?..
…и должен человек быть по-настоящему скромным, и пусть всем сердцем верит, что на самом деле — он не достоин никакого почета в силу своей убогости, и незначительности, и малых духовных достижений, и в силу множества своих грехов. Ну, а если другие ошибаются в нем и почитают его, — пусть тем больше переживает из-за этого. Ведь, получая наслаждение от почета в этом мире, он отнимает часть от своих заслуг и вечного почета в Мире грядущем. И пусть его сердце замирает при мысли: если бы только знали мои соседи о моих грехах — держались бы от меня подальше!
И даже если ему кажется, что есть люди, худшие, чем он, и менее праведные — это не причина для того, чтобы возвеличиваться в своих глазах. Ведь Всевышний судит каждого человека в соответствии с его способностями, знаниями и возможностями. И, возможно, то, что от человека требуется в соответствии с данными ему способностями, он не делает (а его товарищ, о котором он думает, что тот менее праведен, — делает). И в таком случае в глазах Всевышнего — его товарищ почитаем и велик более, чем он сам. Так следует думать человеку, желающему избежать зла…
Как видите, правильный путь — действительно не гнаться за почетом и престижем. Но при этом — стараться реализовать все таланты и способности, данные нам Всевышним. Моше-рабейну, через которого Всевышний дал Тору народу Израиля, — знал о своей исключительной роли и своих способностях. Тем не менее, он не отказался быть тем, кем был. Но сама Тора о нем свидетельствует[4]: Моше — скромнее всех людей на земле…
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Пятикнижие, книга Шемот, 35:30.
[2] Там же, стих 31.
[3] См. “פלא יועץ”, ערך “כבוד”
[4] Пятикнижие, книга Бемидбар, 12:3.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Мирьям Климовская
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Рав Натан Агрес
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?