Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры

В каких случаях разрешено обращаться в нерелигиозный суд?

Темы: Еврейский закон, Суд, Моше Сытин

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, расскажите, в каких случаях разрешено обращаться в нерелигиозный суд?

Отвечает рав Моше Сытин

Спасибо за Ваш интересный вопрос. Тема, которую Вы затронули, довольно непростая и включает в себя много нюансов. Поэтому сразу оговоримся, что приведенная ниже информация носит лишь общий характер и не может быть использована для принятия практического решения без предварительной консультации с опытным раввином.

В Шульхан Арухе (Хошэн Мишпат 26:1) сказано, что запрещено обращаться в нееврейский суд для решения судебных вопросов. Это относится также к ситуации, когда обе стороны согласны решить вопрос через нееврейский суд, и даже если вынесенное решение будет полностью соответствовать закону Торы. Причина этого запрета в следующем: обращаясь в нееврейский суд, человек как бы заявляет, что законы Торы не могут обеспечить правильное решение по данному вопросу (Мэирот Эйнаим 26:4). Также, отдавая предпочтение нееврейскому суду, человек как бы показывает, что еврейский суд недостаточно компетентен в его глазах, что, безусловно, позорит и унижает святость Торы.

Тем не менее, если еврейский суд не имеет такой силы, как обычный, и ответчик отказывается явиться в суд, то, получив предварительно разрешение от бейт-дина, разрешается обратиться в любой другой суд, имеющий силу в данном месте (Там 26:2).

В Хазон Иш (Хошэн Мишпат, Сангедрин 15:4) сказано, что приведенный выше закон о нееврейских судах относится также и к еврейским нерелигиозным судам, выносящим решения не по закону Торы. Следовательно, запрещено подавать иск в нерелигиозный суд, как на отдельного человека, так и на целую организацию, не обратившись предварительно в религиозный бейт-дин. Стоит заметить, что сегодня в государстве Израиль действует закон, именуемый «хок а-борэрут», позволяющий тяжущимся выбрать для разбирательства религиозный бейт-дин. Поэтому бейт-дин имеет полное юридическое право решать имущественные законы при условии, что обе стороны согласились решить свои разногласия именно через бейт-дин. Если одна из сторон игнорирует решение суда, бейт-дин вправе передать дело в государственные структуры, которые приведут в исполнение решение, вынесенное бейт-дином. Хотя бейт-дин не в силах заставить явиться в суд того, кто этого не желает, он может наложить на него «хэрэм», опубликовав через газеты и объявления запрет вступать с ним в любые отношения. Частью «хэрэма» является также запрет включать такого человека в «миньян».

Однако некоторые учреждения, по закону государства, не имеют права решать спорные вопросы ни в одном суде, кроме государственного. В эти организации входят все государственные учреждения, банки, страховые компании и т.п. В такой ситуации, чтобы отстоять свои права, разрешается обратиться напрямую в государственный суд.

Так же в случае тяжбы с неевреем: если ясно, что он не явится в еврейский бейт-дин, разрешается обратиться в государственный суд (р. Ц. Вебер).

Тем не менее, даже в этих случаях, прежде чем совершить этот шаг, необходимо выяснить, оправдан ли данный иск с точки зрения Торы. Ведь даже когда можно обратиться в обычный суд, разрешается требовать только то, что полагается по закону Торы. Поэтому в каждом конкретном случае стоит посоветоваться со знающим раввином.

В качестве общей информации добавим, что для определения того, что полагается по закону Торы, а что нет, большое значение имеет понятие минhаг а-медина — обычай данной местности. Минhаг а-медина считается закон или обычай, который приняли на себя все, без исключения, жители данной местности. Поэтому сегодня многие установленные государством законы о правах работников имеют статус минhаг а-медина. Так, например, хотя по закону Торы нет обязанности платить компенсацию в случае увольнения работника (пицуим), поскольку этот закон имеет статус минhаг а-медина, он автоматически становиться обязанностью работодателя также и по закону Торы. Это же касается и выплаты «на оздоровление» (дмей авраа), закона о дополнительных часах работы (шаот носафот), больничных дней и отпускных. Кроме этого, стоит знать, что любые деловые соглашения между людьми имеют полную законную силу с точки зрения Торы. Поэтому трудовой договор между работником и работодателем обязан выполняться так же, как и другие требования Торы.

В заключение приведем слова Мишны из трактата Авот (1:18): «Сказал рабан Шимон бен-Гамлиэль: “На трех вещах держится мир: на суде, на правде и на мире”». Суд, основанный на законах Торы — это одна из основ мироздания, и обращаясь именно в бейт-дин, мы поддерживаем существование мироздания. Понятно, что люди, которым дорог еврейский закон, решают все спорные вопросы с помощью религиозного бейт-дина, который реализует волю Творца в нашем мире.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше