Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли носить в субботу корсет, чтобы платье лучше сидело?

Темы: Суббота, Одежда, 39 мелахот, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые Раввины! Я заранее Вам очень признательна за Ваш ответ и прошу прощения за мой вопрос. Я никогда бы не осмелилась занимать Ваше время, но с недавнего времени я решила не одевать брюки, а только юбки, платья и т.д. и, чтобы они лучше сидели, стала одевать под верхнюю одежду корсет. Можно носить этот корсет в Шабат и праздники, если не трогать шнуровку и не завязывать и не развязывать узел, а отрегулировать его накануне?

Отвечает рав Яков Шуб

Спасибо за интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть, существуют ли при использовании данного вида одежды проблемы с точки зрения кошер («завязывания») и тофэр («шитья») — действий, которые относятся к 39 работам, запрещённым в субботу. Рассмотрим это.

1. Если обычно такую одежду завязывают на простой узел (одинарный узел и сверху бантик, как, например, в обычных ботинках) и развязывают его в течение 24 часов, нет никакой проблемы в том, чтобы завязывать и развязывать его в субботу (Шулхан Арух 317:1). Подробнее об этом, а также о том, можно ли будет в данном случае завязать двойной узел, читайте «Можно ли завязывать узел рюкзака для переноски ребёнка в субботу?»

2. В Гмаре (Шабат 75а, по мнению Раши) сказано: запрещено подтягивать нитку, чтобы затянуть шов, который разошелся, поскольку это является тофэр, шитьём — одной из 39 работ, запрещённых в субботу. Т.е. несмотря на то, что в данном случае человек не пользуется ниткой с иголкой и не производит обычных для шитья движений, это действие будет запрещено, поскольку в конечном итоге оно приводит к тому, что два куска ткани соединяются.

Отсюда некоторые мудрецы вывели запрет затягивать шнуровкой разрезы на одежде, которые иногда делают на воротнике, рукавах или спине (Шулхан Арух 340:7). Некоторые (респонс Гинат врадим) полагают, что это запрет из Торы, поскольку, когда речь идёт о шитье, не имеет значения, делается это на время или навсегда. Однако другие галахические авторитеты (Левуш, Шулхан Арух а-Рав) считают, что в данном случае затягивание шнуровки не является шитьем, поскольку понятно: для того, чтобы снимать и надевать одежду, необходимо постоянно затягивать и распускать шнуровку; однако такое действие будет запрещено мудрецами, поскольку о подобном действии говорится в Гемаре.

В любом случае, по всем мнениям запрет существует только в том случае, когда отверстия, через которые пропускают шнурок, не обработаны специальным образом (Шулхан Арух 340:7). Если же отверстия обмётаны или в них установлены специальные кольца, затягивание и распускание шнуровки не является шитьём и рассматривается просто как расстёгивание и застёгивание пуговиц. Поэтому в Вашем случае, если отверстия обработаны, нет никаких проблем с тем, чтобы использовать этот предмет туалета в субботу.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Как ведёт себя царская дочь в присутствии царя?

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).