Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Можно ли носить в субботу корсет, чтобы платье лучше сидело?

Темы: Суббота, Одежда, 39 мелахот, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые Раввины! Я заранее Вам очень признательна за Ваш ответ и прошу прощения за мой вопрос. Я никогда бы не осмелилась занимать Ваше время, но с недавнего времени я решила не одевать брюки, а только юбки, платья и т.д. и, чтобы они лучше сидели, стала одевать под верхнюю одежду корсет. Можно носить этот корсет в Шабат и праздники, если не трогать шнуровку и не завязывать и не развязывать узел, а отрегулировать его накануне?

Отвечает рав Яков Шуб

Спасибо за интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть, существуют ли при использовании данного вида одежды проблемы с точки зрения кошер («завязывания») и тофэр («шитья») — действий, которые относятся к 39 работам, запрещённым в субботу. Рассмотрим это.

1. Если обычно такую одежду завязывают на простой узел (одинарный узел и сверху бантик, как, например, в обычных ботинках) и развязывают его в течение 24 часов, нет никакой проблемы в том, чтобы завязывать и развязывать его в субботу (Шулхан Арух 317:1). Подробнее об этом, а также о том, можно ли будет в данном случае завязать двойной узел, читайте «Можно ли завязывать узел рюкзака для переноски ребёнка в субботу?»

2. В Гмаре (Шабат 75а, по мнению Раши) сказано: запрещено подтягивать нитку, чтобы затянуть шов, который разошелся, поскольку это является тофэр, шитьём — одной из 39 работ, запрещённых в субботу. Т.е. несмотря на то, что в данном случае человек не пользуется ниткой с иголкой и не производит обычных для шитья движений, это действие будет запрещено, поскольку в конечном итоге оно приводит к тому, что два куска ткани соединяются.

Отсюда некоторые мудрецы вывели запрет затягивать шнуровкой разрезы на одежде, которые иногда делают на воротнике, рукавах или спине (Шулхан Арух 340:7). Некоторые (респонс Гинат врадим) полагают, что это запрет из Торы, поскольку, когда речь идёт о шитье, не имеет значения, делается это на время или навсегда. Однако другие галахические авторитеты (Левуш, Шулхан Арух а-Рав) считают, что в данном случае затягивание шнуровки не является шитьем, поскольку понятно: для того, чтобы снимать и надевать одежду, необходимо постоянно затягивать и распускать шнуровку; однако такое действие будет запрещено мудрецами, поскольку о подобном действии говорится в Гемаре.

В любом случае, по всем мнениям запрет существует только в том случае, когда отверстия, через которые пропускают шнурок, не обработаны специальным образом (Шулхан Арух 340:7). Если же отверстия обмётаны или в них установлены специальные кольца, затягивание и распускание шнуровки не является шитьём и рассматривается просто как расстёгивание и застёгивание пуговиц. Поэтому в Вашем случае, если отверстия обработаны, нет никаких проблем с тем, чтобы использовать этот предмет туалета в субботу.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Как ведёт себя царская дочь в присутствии царя?

Материалы по теме


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше