Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8

Можно ли просматривать интернет-страницы в субботу?

Темы: Тшува, Рав Реувен Куклин, Суббота, Интернет

Отложить Отложено

В отличие от большинства еврейской молодёжи, я стремлюсь придерживаться традиций иудаизма. Но меня очень давно беспокоит один вопрос: можно ли просматривать интернет-страницы (и, вообще, пользоваться интернетом) в субботу? Не нарушаю ли я правила, общаясь с друзьями в популярной соц. сети «В Контакте» в этот день? Давид Рихтер, Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Давид!

Я очень рад, что для Вас важно выполнение заповедей Творца. Выполняя волю Властелина мира, Вы, несомненно, «выигрываете». Хотя большинство молодёжи, к сожалению, далеко от соблюдения заповедей, я знаю многих молодых людей, которые вернулись к Творцу и приняли на себя выполнение всех Его заповедей.

Относительно Вашего вопроса:

В субботу нельзя пользоваться компьютером вообще. Это может показаться Вам очень тяжёлым для выполнения, однако Вы увидите, что это не так тяжело, как кажется. Наоборот, Вы увидите, что у вас появится возможность сосредоточиться на собственных мыслях.

В книге Млахим (I 19, 3) рассказано, как пророк Элиягу, спасаясь от царицы Изэвель, желавшей его убить, бежал в пустыню. О его уходе говорит стих: Ва-йелех эль нафшо. Обычно переводят этот стих: «и пошёл, чтобы (спасти) жизнь свою». Однако буквальный перевод этого стиха: «и пошёл к душе своей». Комментирует Мальбим: «Потому что Элиягу большей частью жил уединённо и занимался самосовершенствованием, усовершенствованием своей души. Только при необходимости он выходил к народу как пророк, и когда увидел, что все совершённые им чудеса не возымели действия, увидел, что нет ему смысла исправлять народ. Поэтому встал он и решил идти совершенствовать душу свою (себя)». Отсюда видно, что человек, желающий усовершенствовать себя, обязательно должен время от времени прерывать свою деятельность, свои связи с обществом, прерывать поток информации, льющийся на него из СМИ — чтобы у него было время подумать о себе, о своей жизни и об окружающем мире.

Это не отменяет необходимость деятельности, связи с обществом, приобретения знаний. Всё перечисленное очень важно, но человеку необходимо оставить себе немного времени, чтобы остаться с собой наедине, чтобы подумать — углублённо — о самых важных вещах, чтобы «прийти к своей душе».

Полноценный человек часто и сам чувствует потребность в таком «времени тишины». И я слышал, что один мудрец говорил: если человеку скучно с самим собой, значит, его душа ещё далека от совершенства и ему предстоит большая работа (достичь этого совершенства).

Всевышний по милосердию Своему дал нам особый день для того, чтобы «прийти к своей душе». Это суббота, когда мы удаляемся от деятельности, от компьютера, от Интернета, телефонов обычных и мобильных, от всевозможных средств массовой информации, и остаёмся с собой и со своей семьёй. Поэтому сказано о субботнем дне в Десяти заповедях (Шмот 31, 16—17): «И пусть соблюдают сыны Израилевы субботу, чтобы установить субботу в роды их заветом вечным. Между Мною и сынами Израилевыми она — знамение вечное, что (в) шесть дней создал Господь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал (ва-инафаш)». Т.е. Всевышний создал шесть дней недели для деятельности, а седьмой день предназначен для общения человека со своей душой (ва-инафаш — от слова «душа» — нэфеш). Этот день оказывает влияние на остальные дни недели, сообщает им духовность. Суббота в отношении к остальным дням недели подобна душе в её отношении к телу: она делает тело живым, «одушевлённым».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Книга Шмот

Материалы по теме


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше