Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя зажигать огонь в субботу?

Темы: Суббота, 39 работ, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Почему нельзя зажигать огонь в субботу? Это духовное значение или как работа, раньше ведь тяжело было зажечь огонь? Почему в Библии есть только одно место к этому закону - Исход 35, 3, но и тут очень мало сказано. Сейчас зажечь огонь не есть трудная работа, может, именно духовное значение? Благодарю.

Н., Украина

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Н.!

Ваш вопрос очень интересный. Посылаю Вам отрывок из книги моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера зацал «Беседы о Торе», в котором содержится ответ на Ваш вопрос.

“И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: “Вот то, что повелел Г-сподь делать: шесть дней пусть делается работа, а седьмой день будет для вас святыней, отдых из отдыхов во имя Г-спода; всякий, выполняющий в этот [день] работу, умерщвлен будет. И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний” (35:1-3).

Интересно, почему Тора выделила в качестве примера зажигание огня?

Многие думают, что работа, запрещенная в субботу, — это то, что утомляет. На самом же деле под словом “работа” (млаха) понимается сознательное действие, дающее результат, действие, вследствие которого возникает что-то новое, — например, зажигание огня, тушение огня, снимание плода с дерева. Вы можете битый час передвигать по огражденному двору тяжелые столы, но никакая работа при этом произведена не будет, а вот если вы подносите бумажку к огню, чтобы она загорелась, — вы выполняете работу.

Иногда люди, которые очень любят опираться на “здравый смысл”, недоуменно рассуждают: “Разумеется, я не буду в субботу пахать, косить, плавить металл. Но подогреть молоко ребенку? Затопить печь, чтобы не сидеть в холоде? Это работа?” В том-то и дело, что мы очень часто пользуемся огнем — для удобства или для удовольствия. Поэтому он и выделен здесь, чтобы подчеркнуть: зажигание огня считается работой, даже если это делается исключительно для удобства".

С уважением,
Бен-Цион Зильбер

Читайте:   Суббота - не день отдыха!

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше