Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое благо несет в себе закон о взаимном поручительстве?

Темы: Видуй, Цель творения, Награда и наказание, Грех, Душа, Ответственность, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины. Пишу вам письмо, потому что пришёл в голову простой и очевидный вопрос, который постараюсь изложить ясно. Надеюсь, что и кто-то из вас ответит мне на него тоже достаточно ясно и доступно.

Известно, что у Синая был дан закон взаимного поручительства всем, кто стоял у подножия горы. Но в связи с этим возникает вопрос, и он такой: для чего дан именно такой принцип жизни народа Йисраэль? Если точнее пояснить направление мысли, то: каким образом этот принцип веры сопутствует изначальному замыслу Всевышнего (одарить человека добром)? С уважением, Габриэль

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Габриэль!

Спасибо за интересный вопрос.

Стоит посвятить бОльшую часть ответа разбору самого закона о взаимном поручительстве, чтобы было ясно, о чем идёт речь. Тогда будет легче понять, как этот закон способствует воплощению замысла Творца одарить человека благом.

Наши мудрецы, благословенна память о них, приводят в Талмуде (Санхедрин 27 б; Швуот 39) стих (Ваикра 26:37): «И споткнутся друг о друга, как от меча, хотя не преследует никто; и не будет у вас силы противостоять врагам вашим» и поясняют: имеется в виду, что евреи споткнутся один о грехи другого…

То есть грехи одного человека влияют на всех его собратьев, а не являются только его личной проблемой. И на основании этого мудрецы приводят лаконичную формулировку закона взаимного поручительства: «Все евреи — гаранты друг другу» или более красиво: «Все евреи в ответе друг за друга».

Кто такой «гарант»? Это человек, который обязуется заплатить долг ближнего, если тот не сможет заплатить его сам. И, соответственно, «все евреи — гаранты друг другу» означает, что каждый еврей в ответе не только за свои грехи, но и за грехи соплеменников. И, значит, на каждого еврея возложена ответственность за то, как исполняют заповеди все остальные евреи. И он даже может быть наказан Небесами за грехи ближнего.

Мидраш приводит в связи с этим известное сравнение: «Все евреи — одна душа, и если один из них согрешил, все в ответе за него. Чему это подобно? (Представим) людей, которые плывут на корабле, а один из них начал сверлить под собой отверстие… Сказали ему: “Глупец! Ты сверлишь под собой, но проникнет вода и погибнем мы все!”»

Пример такого коллективного наказания находим в книге Йеошуа (7), когда Ахан, сын Карми, взял себе вещи из заклятого (военной добычи, которую по приказу Всевышнего следовало уничтожить). В результате чего 36 человек погибли в битве при городе Ай.

Всевышний говорит об этом так (стих 11): «Согрешил Исраэйль, да и преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из заклятого, и крали, и (после) отрицали, и положили в вещи свои. (За то) и не смогут сыны Исраэйля устоять пред врагами своими; тыл обратят они врагам своим, ибо стали они (сами) заклятыми; не буду более с вами, если не истребите заклятого из среды вашей».

Комментаторы поясняют: хотя согрешил только Ахан, Всевышний говорит, что согрешил весь народ — поскольку не удержали Ахана от греха.

Талмуд приводит спор мудрецов о том, за какие грехи мы несем коллективную ответственность: только за те, которые «открыты» глазу, или за скрытые тоже. В качестве основного принято мнение, что мы в ответе только за явные грехи, причем только в тех случаях, когда существует возможность остановить грешника.

Это — что касается наказания. Кроме того, еврейский Закон на основании этого же принципа постановляет: в определенных случаях один человек может произнести благословение вместо другого, который не может произнести его сам (достаточно, чтобы тот, кто не может произнести, его слышал и намеревался, слушая, исполнить свою обязанность — благословить).

Обычно, если человек не обязан произносить какое-либо благословение, то ему и запрещено его произносить («напрасное благословение»),  но в данном случае дело обстоит иначе: произнося это благословение, человек помогает другому выполнить его обязанность. Причем это касается только благословений перед исполнением заповеди, к благословениям перед едой это не относится. Причину различия объясняет Раши[i] (комментарий к Рош а-Шана 29а): «Ведь в заповедях мы в ответе друг за друга».

На основании этого же принципа книга «Сэфэр Хасидим»[ii] объясняет, почему, произнося видуй (молитву с признанием своих грехов), мы говорим «мы», а не «я» — так как мы ВСЕ в ответе за грехи каждого.

Теперь можно ответить на Ваш вопрос. Хотя, с одной стороны, есть опасность, что из-за взаимного поручительства мы можем быть наказаны за грехи, которых не совершали, с другой стороны, оно призвано заинтересовать окружающих оградить нас от наших грехов. Не будем также забывать, что мы в ответе за других, только когда существует возможность остановить грешников. Получается, что шансы избежать греха благодаря взаимному поручительству намного выше, чем шансы быть наказанным за чужой грех.

Более того. Раби Моше Кордоверо[iii] в книге «Томер Двора» (гл. 1) пишет: так как души всех евреев включают в себя одна другую (ведь все они вышли из одного Возвышенного Источника), то весь еврейский народ — родственники друг другу. Поэтому все евреи в ответе друг за друга. Ведь если один человек грешит, он «портит» свою душу и «портит» часть души ближнего, которая в нем.

И поэтому человеку следует желать добра окружающим, ведь они — это он сам. И потому нам заповедано: «И возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра 19:18). Из этого можно сделать вывод, что, если мы являемся частью общины Израиля, то не только грехи, но и заслуги окружающих могут быть «записаны и на наш счёт».

С уважением, Менахем Эпель

 

 

[i] Раби Шломо Ицхаки; 4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии, великий комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] «Книга благочестивых», написана раби Йеудой Хасидом — выдающимся еврейским мудрецом и знатоком сокровенных разделов Торы (4910-4977 / 1150-1217, Германия).

[iii] Раби Моше бар-Яаков Кордоверо (Рамак) — один из величайших каббалистов всех поколений (5282-5330 / 1522-1570, Цфат).

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше