Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алаха, Споры, Хасиды, Рав Александр Кац, Прага, Бедность, Комментарий
Раби Арье-Лейб бар Йосеф Акоэн Геллер (Кцот ахошен; 5505-5573 /1745-1813/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера, автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).
Родился на юге Галиции, в городке Калуше.
Семьи его отца и матери были настолько бедными, что и после свадьбы отец продолжал жить в доме своих родителей, а мать — своих, поскольку ни одна из семей не могла прокормить дополнительного взрослого едока. Поэтому в раннем детстве Арье-Лейб воспитывался в доме родителей отца, а его старший брат, Йеуда, — у родителей матери; и лишь спустя длительное время молодой семье удалось объединиться в отдельном доме (Гдолей адорот).
Изучал Тору под руководством старшего брата, р. Йеуды Каане (5500-5579 /1740-1819/ гг.), раввина г. Сигета, расположенного на реке Тиссе, разделяющей Галицию и Трансильванию. Впоследствии в одной из своих книг р. Арье-Лейб называл старшего брата своим «светочем и наставником», мудрость которого была для него «путеводным звездой» (Кцот ахошен ч.2).
Первая из знаменитых книг р. Арье-Лейба, написанная им, как он сам указывал в предисловии, «еще в годы детства и юности», называлась Шев шмайта (Прояснение алахи). В этой работе он исследовал многочисленные алахические проблемы, возникающие в сомнительных ситуациях, связанных с недостатком информации.
Тема этой книги в значительной степени перекликалась с темой не менее знаменитой книги старшего брата Кунтрас асфекот (Сочинение о сомнительных ситуациях), посвященной спорным ситуациям в вопросах имущественных отношений.
В молодые годы р. Арье-Лейб был раввином в галицейском местечке Ружентове. Здесь он создал наиболее значительную из своих книг, Кцот ахошен (Края нагрудника), — развернутый комментарий на Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника), один из разделов кодекса Шульхан арух.
В Ружентове молодой раввин жил в крайней бедности: в доме даже не было стола, и для работы он клал доску на два перевернутых бочонка. Зимой в комнате царил суровый мороз, и ему приходилось закутываться с головы до ног в одеяло — и так работать. Чернила замерзали, и он был вынужден то и дело оттаивать чернильницу под подушкой (Гдолей адорот).
Книга Кцот ахошен, отличающаяся исключительной остротой анализа и глубиной понимания алахических проблем, поразила современников. Выдающийся законоучитель р. Акива Эйгер писал, что, когда он ознакомился с Кцот ахошен, ему показалось, будто все алахические открытия, совершенные им до этого дня, уже собраны в этой книге.
Книга изучалась повсеместно в домах учения и вскоре стала одним из основных алахических источников по вопросам судопроизводства и имущественных конфликтов.
Впоследствии р. Арье-Лейб переехал из Ружентова в г. Лемберг (Львов) и преподавал там в ешиве. В 5548 /1788/ году он стал главным раввином города Стрыя, расположенного несколько севернее Калуша, города в котором он появился на свет. В Стрые р. Арье-Лейб возглавил и большую ешиву.
В эти годы он написал комментарий на Эвен аэзер (Камень помощи) — раздел кодекса Шульхан арух, связанный с семейным правом. Эта книга, озаглавленная Авней милуим (Камни для наполнения), также получила всеобщее признание и завоевала высочайший законодательный авторитет.
Стрый располагался в одном из оживленных очагов хасидского движения, — а поскольку р. Арье-Лейб принадлежал к решительным противникам хасидизма, избежать разногласий часто не удавалось. В ходе одного из таких конфликтов ему пришлось прибегнуть к суровой каре — он на месяц отлучил хасидов Стрыя от еврейской общины. Отлученные хасиды направились в Люблин, чтобы пожаловаться р. Яакову-Ицхаку Гурвицу (Хозе из Люблина), духовному руководителю всех польских хасидов. Однако, вопреки их ожиданиям, Хозе даже не принял их до истечения срока отлучения, пояснив: «Поскольку автор книги Кцот ахошен — великий мудрец Торы, вам запрещено попирать его авторитет» (Сарей амеа 4:9).
Р. Арье-Лейб Геллер умер девятнадцатого тевета 5573 /1813/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»