Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Согласно хасидскому преданию, он появился на свет благодаря благословению, полученному его родителями от основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това

 

Раби Ицхак-Айзик бар Моше-Йехезкель Тойб из Калива (Каливер Рав; 5511-5581 /1751-1821/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в венгерском местечке Серентче.

Согласно хасидскому преданию, он появился на свет благодаря благословению, полученному его родителями от основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това, который останавливался в их доме на пути в Землю Израиля (Алим летеруфа, Пекудей).

Рано стал сиротой. Воспитывался в доме одного из ведущих хасидских лидеров р. Шмуэля-Шмелке из Никольсбурга. Учился также у р. Элимелеха из Лиженска, возглавлявшего хасидское движение в Галиции, а затем и во всей Польше.

Женившись на своей двоюродной сестре, р. Ицхак-Айзик возвратился в Серентч.

В 5541 /1781/ году он возглавил общину г. Калива.

Каливер Рав (Раввин из Калива) стал первым хасидским лидером в Венгрии.

Он особенно прославился своими нигунами (мелодиями), завораживающими сердца и пробуждающими к раскаянию. Многие напевы он заимствовал у венгерских пастухов, написав к ним новые слова на венгерском языке или на идиш. Исключительной популярностью во всех хасидских общинах Европы пользовалась его песня «Голус, голус…», исходный мотив которой р. Ицхак-Айзик также услышал от пастухов (Алим летеруфа, там же).

Самые чарующие мелодии исходили из его уст в часы изучения Торы. Р. Ицхак-Айзик говорил: «Если слова Писания или Мишны не сопровождаются приятной мелодией и не поются, то такому изучению Торы недостает жизни — без нигуна душа не в состоянии соединиться с изучаемыми словами и достигнуть подлинной любви к Торе» (Сарей амеа 4:18).

Выдающийся хасидский лидер р. Хаим из Цанза (Диврей Хаим) называл духовные песни, сложенные р. Ицхаком-Айзиком, Кодеш Кодашим (Святая Святых).

Каливер Рав был одним из общепризнанных алахических авторитетов своего поколения — к нему обращались со спорными вопросами даже такие выдающиеся законоучителя, как главный раввин Праги р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда) и главный раввин Пресбурга (Братиславы) р. Моше Софер (Хатам Софер).

В последние годы жизни Каливер Рав страдал от изнурительных болей.

Предание рассказывает, что эти страдания он вызвал на себя сам. Однажды, во время духовного озарения, он достиг небесной обители, где пребывает душа Машиаха в ожидании своего земного воплощения. Каливер Рав увидел, что душа Машиаха испытывает мучительные страдания. Каливер Рав спросил о причине этих страданий, и душа Машиаха ответила, что она приняла мучения ради искупления грехов всего народа Израиля. «Но ты не должна страдать за меня!» — закричал Каливер Рав и попросил Небесный Суд, чтобы ему предоставили возможность искупать свои грехи самому — но лишь на одном условии: чтобы страдания приостанавливались на шабат.

И действительно, каждый шабат недуги оставляли его, и он чувствовал себя совершенно здоровым — однако на исходе дня изнуряющая боль немедленно возвращалась (Алим летеруфа, Пекудей).

Один из врачей, пораженный выдержкой р. Ицхака-Айзика, спросил его, как он может переносить такую острую боль. «Взгляните на это дело моими глазами, — предложил Каливер Рав, — и вы поймете, что нетрудно выдержать любые мучения. Ведь боли, которая была секунду назад, сейчас уже нет, и боли, которая будет через секунду, сейчас тоже нет. Так зачем мне думать о них?! Остается только боль, которую я испытываю в это мгновение, — но разве трудно пережить боль, которая длится всего мгновение» (р. Г. Сегаль, Элеф сипурим ктаним аль анашим гдолим 1:23).

Р. Ицхак-Айзик умер в Каливе на седьмой день второго месяца адар 5581 /1821/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.