Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказано о Торе (книга Дварим 30:12): “Не на небе она”. Т.е. Тора отнюдь не в руках у тех евреях, которые полагают, будто они уже на небе»Раби Менахем Мендель из Коцка
Согласно хасидскому преданию, он появился на свет благодаря благословению, полученному его родителями от основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това

 

Раби Ицхак-Айзик бар Моше-Йехезкель Тойб из Калива (Каливер Рав; 5511-5581 /1751-1821/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в венгерском местечке Серентче.

Согласно хасидскому преданию, он появился на свет благодаря благословению, полученному его родителями от основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това, который останавливался в их доме на пути в Землю Израиля (Алим летеруфа, Пекудей).

Рано стал сиротой. Воспитывался в доме одного из ведущих хасидских лидеров р. Шмуэля-Шмелке из Никольсбурга. Учился также у р. Элимелеха из Лиженска, возглавлявшего хасидское движение в Галиции, а затем и во всей Польше.

Женившись на своей двоюродной сестре, р. Ицхак-Айзик возвратился в Серентч.

В 5541 /1781/ году он возглавил общину г. Калива.

Каливер Рав (Раввин из Калива) стал первым хасидским лидером в Венгрии.

Он особенно прославился своими нигунами (мелодиями), завораживающими сердца и пробуждающими к раскаянию. Многие напевы он заимствовал у венгерских пастухов, написав к ним новые слова на венгерском языке или на идиш. Исключительной популярностью во всех хасидских общинах Европы пользовалась его песня «Голус, голус…», исходный мотив которой р. Ицхак-Айзик также услышал от пастухов (Алим летеруфа, там же).

Самые чарующие мелодии исходили из его уст в часы изучения Торы. Р. Ицхак-Айзик говорил: «Если слова Писания или Мишны не сопровождаются приятной мелодией и не поются, то такому изучению Торы недостает жизни — без нигуна душа не в состоянии соединиться с изучаемыми словами и достигнуть подлинной любви к Торе» (Сарей амеа 4:18).

Выдающийся хасидский лидер р. Хаим из Цанза (Диврей Хаим) называл духовные песни, сложенные р. Ицхаком-Айзиком, Кодеш Кодашим (Святая Святых).

Каливер Рав был одним из общепризнанных алахических авторитетов своего поколения — к нему обращались со спорными вопросами даже такие выдающиеся законоучителя, как главный раввин Праги р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда) и главный раввин Пресбурга (Братиславы) р. Моше Софер (Хатам Софер).

В последние годы жизни Каливер Рав страдал от изнурительных болей.

Предание рассказывает, что эти страдания он вызвал на себя сам. Однажды, во время духовного озарения, он достиг небесной обители, где пребывает душа Машиаха в ожидании своего земного воплощения. Каливер Рав увидел, что душа Машиаха испытывает мучительные страдания. Каливер Рав спросил о причине этих страданий, и душа Машиаха ответила, что она приняла мучения ради искупления грехов всего народа Израиля. «Но ты не должна страдать за меня!» — закричал Каливер Рав и попросил Небесный Суд, чтобы ему предоставили возможность искупать свои грехи самому — но лишь на одном условии: чтобы страдания приостанавливались на шабат.

И действительно, каждый шабат недуги оставляли его, и он чувствовал себя совершенно здоровым — однако на исходе дня изнуряющая боль немедленно возвращалась (Алим летеруфа, Пекудей).

Один из врачей, пораженный выдержкой р. Ицхака-Айзика, спросил его, как он может переносить такую острую боль. «Взгляните на это дело моими глазами, — предложил Каливер Рав, — и вы поймете, что нетрудно выдержать любые мучения. Ведь боли, которая была секунду назад, сейчас уже нет, и боли, которая будет через секунду, сейчас тоже нет. Так зачем мне думать о них?! Остается только боль, которую я испытываю в это мгновение, — но разве трудно пережить боль, которая длится всего мгновение» (р. Г. Сегаль, Элеф сипурим ктаним аль анашим гдолим 1:23).

Р. Ицхак-Айзик умер в Каливе на седьмой день второго месяца адар 5581 /1821/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.