Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Согласно хасидскому преданию, он появился на свет благодаря благословению, полученному его родителями от основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това

 

Раби Ицхак-Айзик бар Моше-Йехезкель Тойб из Калива (Каливер Рав; 5511-5581 /1751-1821/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в венгерском местечке Серентче.

Согласно хасидскому преданию, он появился на свет благодаря благословению, полученному его родителями от основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това, который останавливался в их доме на пути в Землю Израиля (Алим летеруфа, Пекудей).

Рано стал сиротой. Воспитывался в доме одного из ведущих хасидских лидеров р. Шмуэля-Шмелке из Никольсбурга. Учился также у р. Элимелеха из Лиженска, возглавлявшего хасидское движение в Галиции, а затем и во всей Польше.

Женившись на своей двоюродной сестре, р. Ицхак-Айзик возвратился в Серентч.

В 5541 /1781/ году он возглавил общину г. Калива.

Каливер Рав (Раввин из Калива) стал первым хасидским лидером в Венгрии.

Он особенно прославился своими нигунами (мелодиями), завораживающими сердца и пробуждающими к раскаянию. Многие напевы он заимствовал у венгерских пастухов, написав к ним новые слова на венгерском языке или на идиш. Исключительной популярностью во всех хасидских общинах Европы пользовалась его песня «Голус, голус…», исходный мотив которой р. Ицхак-Айзик также услышал от пастухов (Алим летеруфа, там же).

Самые чарующие мелодии исходили из его уст в часы изучения Торы. Р. Ицхак-Айзик говорил: «Если слова Писания или Мишны не сопровождаются приятной мелодией и не поются, то такому изучению Торы недостает жизни — без нигуна душа не в состоянии соединиться с изучаемыми словами и достигнуть подлинной любви к Торе» (Сарей амеа 4:18).

Выдающийся хасидский лидер р. Хаим из Цанза (Диврей Хаим) называл духовные песни, сложенные р. Ицхаком-Айзиком, Кодеш Кодашим (Святая Святых).

Каливер Рав был одним из общепризнанных алахических авторитетов своего поколения — к нему обращались со спорными вопросами даже такие выдающиеся законоучителя, как главный раввин Праги р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда) и главный раввин Пресбурга (Братиславы) р. Моше Софер (Хатам Софер).

В последние годы жизни Каливер Рав страдал от изнурительных болей.

Предание рассказывает, что эти страдания он вызвал на себя сам. Однажды, во время духовного озарения, он достиг небесной обители, где пребывает душа Машиаха в ожидании своего земного воплощения. Каливер Рав увидел, что душа Машиаха испытывает мучительные страдания. Каливер Рав спросил о причине этих страданий, и душа Машиаха ответила, что она приняла мучения ради искупления грехов всего народа Израиля. «Но ты не должна страдать за меня!» — закричал Каливер Рав и попросил Небесный Суд, чтобы ему предоставили возможность искупать свои грехи самому — но лишь на одном условии: чтобы страдания приостанавливались на шабат.

И действительно, каждый шабат недуги оставляли его, и он чувствовал себя совершенно здоровым — однако на исходе дня изнуряющая боль немедленно возвращалась (Алим летеруфа, Пекудей).

Один из врачей, пораженный выдержкой р. Ицхака-Айзика, спросил его, как он может переносить такую острую боль. «Взгляните на это дело моими глазами, — предложил Каливер Рав, — и вы поймете, что нетрудно выдержать любые мучения. Ведь боли, которая была секунду назад, сейчас уже нет, и боли, которая будет через секунду, сейчас тоже нет. Так зачем мне думать о них?! Остается только боль, которую я испытываю в это мгновение, — но разве трудно пережить боль, которая длится всего мгновение» (р. Г. Сегаль, Элеф сипурим ктаним аль анашим гдолим 1:23).

Р. Ицхак-Айзик умер в Каливе на седьмой день второго месяца адар 5581 /1821/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»