Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как правило, лидерами хасидских дворов становятся люди, выросшие в религиозной среде. Профессор р. Хаим-Давид Беренгард — исключения из этого правила. До того, как он стал «адмором», он вел жизнь ассимилированного и успешного врача.

Раби Хаим-Давид бар Иссахар-Бер Беренгард (Профессор Беренгард - Адмор Арофе 5542—5618 /1782—1858/ гг.) — хасидский наставник.

Родился в Польше. В юности переехал в немецкий город Бреслау и изучал там медицину.

Проявил исключительные способности во врачевании и сделал стремительную карьеру, заняв должность придворного врача при прусском кайзере Фердинанде-Вильгельме II.

В 5567 /1807/ году профессор Беренгард, возвратился в Польшу, стал главным врачом польских легионов, сражающихся за независимость страны, а затем — личным врачом генерала Зайончиковского, возглавившего временное правительство суверенной Польши.

Под влиянием р. Давида из Лелова (см.) профессор Беренгард возвратился к соблюдению заповедей Торы.

Хасидское предание рассказывает, что однажды, возвращаясь из имения некого польского аристократа, профессор Беренгард проезжал через городок Лелов и заметил, что его обычно оживленные улицы совершенно пусты. Он услышал знакомую с детства мелодию, доносившуюся из синагоги, и вспомнил, что евреи отмечают в этот день Йом кипур. Внезапно из дома молитвы вынесли надрывно кричащую женщину, у которой начались преждевременные роды. Оценив степень опасности, профессор в ближайшем укромном месте расстелил на полу свой плащ и помог женщине разрешиться от бремени — ему удалось спасти и роженицу, и ребенка. Тогда отец роженицы, р. Давид из Лелова, поблагодарил его, обещав: «В заслугу великой заповеди, которую ты сейчас выполнил, тебе будут прощены все грехи, совершенные до этого дня». И добавил: «Если ты возвратишься к Б-гу, то доставишь Ему неизмеримое наслаждение».

По свидетельству современников, сразу же по возвращении из Лелова профессор Беренгард вынес из своего дома все столовые сервизы, ставшие теперь непригодными, и разбил их, подводя тем самым решительную черту под предыдущим периодом своей жизни (Маасей авотейну, Насо).

Р. Давид из Лелова ввел профессора Беренгарда в круг учеников р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.), духовного лидера хасидов Польши.

Хозе из Люблина разрешил профессору по-прежнему носить европейскую одежду, — и лишь велел ему отпустить бороду, как это принято у евреев.

Р. Хаим-Давид Беренгард стал одним из ближайших последователей Хозе, а затем и вокруг самого р. Хаима-Давида собралась группа учеников. Впоследствии он был признан адмором (хасидским наставником) — сотни хасидов приходили к нему за советом и благословением.

В то же время р. Хаим-Давид до конца жизни продолжал свою врачебную практику, и порой его вызывали к больному даже во время Тиша, когда он восседал во главе праздничного стола, окруженный своими хасидами.

Учитывая уникальные обстоятельства его жизни, р. Хаима-Давида стали называть АдморАрофе (Адмор-врач) — под этим именем он и вошел в историю еврейской мысли.

В последний период жизни он жил в городке Петрокув, южнее Варшавы.

Р. Хаим-Давид Беренгард, АдморАрофе, умер в Петрокуве двадцатого швата 5618 /1858/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его