Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как правило, лидерами хасидских дворов становятся люди, выросшие в религиозной среде. Профессор р. Хаим-Давид Беренгард — исключения из этого правила. До того, как он стал «адмором», он вел жизнь ассимилированного и успешного врача.

Раби Хаим-Давид бар Иссахар-Бер Беренгард (Профессор Беренгард - Адмор Арофе 5542—5618 /1782—1858/ гг.) — хасидский наставник.

Родился в Польше. В юности переехал в немецкий город Бреслау и изучал там медицину.

Проявил исключительные способности во врачевании и сделал стремительную карьеру, заняв должность придворного врача при прусском кайзере Фердинанде-Вильгельме II.

В 5567 /1807/ году профессор Беренгард, возвратился в Польшу, стал главным врачом польских легионов, сражающихся за независимость страны, а затем — личным врачом генерала Зайончиковского, возглавившего временное правительство суверенной Польши.

Под влиянием р. Давида из Лелова (см.) профессор Беренгард возвратился к соблюдению заповедей Торы.

Хасидское предание рассказывает, что однажды, возвращаясь из имения некого польского аристократа, профессор Беренгард проезжал через городок Лелов и заметил, что его обычно оживленные улицы совершенно пусты. Он услышал знакомую с детства мелодию, доносившуюся из синагоги, и вспомнил, что евреи отмечают в этот день Йом кипур. Внезапно из дома молитвы вынесли надрывно кричащую женщину, у которой начались преждевременные роды. Оценив степень опасности, профессор в ближайшем укромном месте расстелил на полу свой плащ и помог женщине разрешиться от бремени — ему удалось спасти и роженицу, и ребенка. Тогда отец роженицы, р. Давид из Лелова, поблагодарил его, обещав: «В заслугу великой заповеди, которую ты сейчас выполнил, тебе будут прощены все грехи, совершенные до этого дня». И добавил: «Если ты возвратишься к Б-гу, то доставишь Ему неизмеримое наслаждение».

По свидетельству современников, сразу же по возвращении из Лелова профессор Беренгард вынес из своего дома все столовые сервизы, ставшие теперь непригодными, и разбил их, подводя тем самым решительную черту под предыдущим периодом своей жизни (Маасей авотейну, Насо).

Р. Давид из Лелова ввел профессора Беренгарда в круг учеников р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.), духовного лидера хасидов Польши.

Хозе из Люблина разрешил профессору по-прежнему носить европейскую одежду, — и лишь велел ему отпустить бороду, как это принято у евреев.

Р. Хаим-Давид Беренгард стал одним из ближайших последователей Хозе, а затем и вокруг самого р. Хаима-Давида собралась группа учеников. Впоследствии он был признан адмором (хасидским наставником) — сотни хасидов приходили к нему за советом и благословением.

В то же время р. Хаим-Давид до конца жизни продолжал свою врачебную практику, и порой его вызывали к больному даже во время Тиша, когда он восседал во главе праздничного стола, окруженный своими хасидами.

Учитывая уникальные обстоятельства его жизни, р. Хаима-Давида стали называть АдморАрофе (Адмор-врач) — под этим именем он и вошел в историю еврейской мысли.

В последний период жизни он жил в городке Петрокув, южнее Варшавы.

Р. Хаим-Давид Беренгард, АдморАрофе, умер в Петрокуве двадцатого швата 5618 /1858/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда учат, что в дни Холь аМоэд (полупраздничные дни) запрещено выполнять многие виды работы. Читать дальше

Законы Холь аМоэд — полупраздничных дней

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда (в Трактате Хагига) учат, что в дни Холь аМоэд запрещено выполнять многие виды работы

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Неделя Песаха

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Пасхальная неделя является очень насыщенной. В синагогах читают особые молитвы, а люди воздерживаются от будничных дел.

Молитва «Мусаф» в дни Песаха и Суккота

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Поскольку в Храме приносились дополнительные жертвы в праздники, мы читаем в память об этом особую молитву «Мусаф».