Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося хасидского раввина и праведника

Раби Моше-Лейб из Сасова (5505—5567 /1745—1807/ гг.) — выдающийся праведник.

Ученик р. Шмуэля-Шмелке Гурвица (см.). В 5533 /1773/ году, когда р. Шмуэль-Шмелке стал главным раввином г. Николсбурга (Брно), р. Моше-Лейб переехал в Моравию вслед за ним.

Приобрел глубочайшие познания в законах Торы — по образному выражению р. Шмуэля-Шмелке, р. Моше-Лейб «упаковал в свою коробочку весь Талмуд и все четыре раздела Шульхан аруха» (Гдолей адорот).

По завершении периода ученичества р. Моше-Лейб стал главой раввинского суда города Сасова.

Р. Моше-Лейб был близок с самыми простыми людьми из своей общины. Подчеркивая равенство всех евреев перед Всевышним, он говорил: «Девять Моше-Лейбов не могут составить миньяна для молитвы, а десять самых неученых евреев — могут» (там же).

Р. Моше-Лейб учил, что подлинная любовь к человеку заключается в понимании его нужд.

«Любить людей я научился у одного мужика, — рассказывал он. — Этот мужик сидел с другим крестьянином в кабаке. Долгое время они пили молча, но затем мужик спросил у своего собутыльника: “Скажи, ты меня любишь?”. “Люблю”, — ответил крестьянин. “Нет, ты меня не любишь! — возразил мужик. — Если бы ты меня и в правду любил, ты бы чувствовал, чего мне недостает!”» (Сарей амеа 3:7).

Р. Моше-Лейб всегда спешил на помощь еврею. «Самые дурные свойства могут возвысить человека до служения Всевышнему, — пародоксально утверждал он. — … Например, когда необходимо поддержать еврея, в ход идет даже безбожие. Ведь если человек просит помощи, недостаточно сказать ему: “Б-г поможет, положись на Него!”. Нужно действовать так, будто в мире нет Б-га — будто во всей Вселенной никто, кроме тебя, не в состоянии помочь этому человеку».

Р. Моше-Лейб оказал значительное влияние на духовное становление таких выдающихся хасидских наставников, как р. Яаков-Ицхак из Пшисхи (Аид Акадош; см.) и р. Симха-Буним из Пшисхи (см.).

Р. Моше-Лейб из Сасова умер в 5567 /1807/ году.

Через сто двадцать лет после его смерти были опубликованы рукописи, содержащие его комментарии к ряду трактатов Талмуда, — книга получила название Хидушей Арамаль (Аналитические заметки раби Моше-Лейба).

с разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.