Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Украденные владельцем постоялого двора деньги и мудрый раввин

«Будь непорочен (тамим — также “целен”, “простодушен”) пред Господом, Б-гом твоим» (Дварим 18:13). От человека требуется вести себя с Б-гом «простодушно», «доверчиво», и заповедь эта не так проста, здесь можно легко ошибиться. Следующая история показывает нам, в каких случаях простодушие неуместно.

Гаон раби Дов-Бер Майзельс[i], главный раввин Варшавы, был одним из великих еврейских законоучителей в Польше и славился своей мудростью. Мы расскажем об одном из случаев, который ему пришлось рассматривать, и о его немалой находчивости при решении проблемы.

Реб Йерухам, торговец из одного дальнего местечка, в пятницу утром приехал в Варшаву с крупной суммой, собираясь с выгодой потратить деньги на большой городской ярмарке. Ему порекомендовали гостиницу, предоставлявшую постояльцам хорошие условия.

Реб Йерухам был буквально очарован владельцем гостиницы. Тот производил впечатление солидного надежного человека, и постоялец решил довериться ему. Перед самым наступлением субботы реб Йерухам поведал ему свой секрет:

— У меня с собой крупная сумма, а в гостинице много народу, поэтому не хотелось бы держать деньги у себя. Я был бы благодарен, если бы Вы положили их в свой сейф до исхода субботы.

Любезный хозяин согласился и взял кошелек у постояльца. Он поместил его в личном сейфе; где находился этот сейф, знали только сам хозяин и его жена. А реб Йерухам с легким сердцем отправился в синагогу встречать субботу, будучи уверен, что его деньги в безопасности.

Сразу же после Авдалы (окончания субботы и «отделения» ее от будних дней) реб Йерухам явился к хозяину и попросил свои деньги обратно. Тот удивленно посмотрел на него и спросил:

— Ты что, смеешься надо мной? О каких вообще деньгах речь?

— О моих деньгах, — воскликнул реб Йерухам. — О том кошельке, который я доверил вам перед наступлением субботы!

Он попытался освежить память собеседника, надеясь, что тот просто захлопотался и на минуту забыл.

Но хозяин ничего не вспомнил:

— Не знаю, о чем речь. Если вам не хватает денег, могу для вас сделать скидку, но не надо меня обвинять, будто я украл ваши деньги.

— Слыхали такое? — обратился он к остальным гостям, собравшимся посмотреть, что происходит. — У человека нет денег заплатить, и что же он заявляет? Будто его деньги лежат у меня!

Присутствующие осуждающе прищелкивали языками:

— Какая наглость! Пришел снять номер, а сам обвиняет в воровстве хозяина, которого все знают как честного человека.

Реб Йерухам был поражен. Оказалось, что приятное впечатление, которое производил владелец гостиницы, было лишь ширмой, скрывавшей его истинную сущность… Несчастный торговец понимал, что в сложившейся ситуации никто не примет его версию происшедшего. Сокрушенный и подавленный, он вышел на улицу, не зная, что делать дальше.

И вдруг вспомнил о легендарном раввине города — раби Дов-Бере Майзельсе. «Быть может, он со своей знаменитой находчивостью отыщет какое-то решение», — с надеждой подумал торговец и поспешил к раввину.

Раби Дов-Бер принял еврея, постучавшего в его дверь поздно вечером. Тепло и успокаивающе глядя на посетителя, спросил о цели его визита. Реб Йерухам взволнованно рассказал ему всё как было.

— Я вижу, на чьей стороне правда, — размышлял вслух раби Дов-Бер. — Но, согласно Галахе (еврейскому Закону), я не могу изъять украденные деньги у хозяина гостиницы. Максимум, могу обязать его принести клятву. Но если учесть, как он вел себя до сих пор, трудно ожидать, что он воздержится от ложной клятвы или вернет деньги.

Владелец гостинцы был немедленно вызван в дом раввина. Он вошел весьма самоуверенно и простодушно спросил, чем может быть полезен. Раби Дов-Бер изложил ему претензии реб Йерухама. Владелец гостиницы выглядел потрясенным, на лице его было написано отвращение:

— Мне больно видеть еврея, который прожил в моей гостинице всю субботу, наслаждался трапезами — и вместо того, чтобы заплатить за постой, платит мне злом за добро и обвиняет меня в краже!

— Готовы ли Вы поклясться, что не брали деньги на хранение? — строго спросил раввин.

Ответчик без колебаний ответил:

— Я готов поклясться!

Внезапно раввин как будто отвлекся от разговора, посмотрев на руку ответчика, где красовались очень дорогие золотые часы-браслет.

— Сколько сейчас времени? — спросил он.

Тот взглянул на часы и сообщил время.

— Это не обычные часы, — стал хвастаться он. — Они изготовлены из чистого золота и показывают время с особой точностью.

Взгляд раввина не отрывался от часов, в нем выражалось восхищение.

— Очень интересно, — неожиданно сказал он. — Жена уже давно говорит мне, что пора купить подходящие золотые часы. Вы не могли бы дать мне их на минутку, чтобы я показал их супруге?

Хозяин гостиницы был доволен тем, что его часы вызвали такой интерес. Он поспешил снять их и передать раву Дов-Беру. Тот вышел из комнаты, отдал часы шамесу (синагогальному служке) и прошептал:

— Беги к жене хозяина гостиницы и скажи ей, что муж просит ее передать из сейфа деньги, которые гость отдал на хранение накануне субботы. Если она не будет соглашаться, покажи ей в подтверждение часы мужа.

Шамес выполнил поручение раввина. Жена хозяина, увидев часы мужа, уверилась, что тот на самом деле попросил выдать деньги. Кошелек был вынут из сейфа и передан служке.

Через несколько минут часы были возвращены владельцу, но одновременно с этим и украденные деньги вернулись к реб Йерухаму. Лицо вора утратило всю свою надменность, он не знал, куда деть глаза от стыда…

Эта история и другие, подобные ей, показывают: хотя искренность и простодушие — хорошие качества, всё же с нечестными людьми иногда нужно действовать по принципу: «…и вырвал копье из руки египтянина, и убил его собственным его копьем» (Шмуэль II 23^21). Нужно отвечать в их же стиле.

Теперь нам легче будет понять уточнение Хафец Хаима[ii] к этому стиху: святая Тора заповедует нам «быть простодушными пред Б-гом». Раши[iii] объясняет, что нужно вести себя искренне и простодушно — и принимать всё, что приходит от Б-га, с любовью.

Но человек, выработавший в себе это качество, может решить, что так же нужно вести себя и с людьми. Однако это неверно. Обратите внимание, что в Торе сказано: «пред Господом, Б-гом твоим». С людьми же нужно не только быть искренним, но и размышлять, и проявлять сообразительность, чтобы они не обманули тебя. (Лэламедха)


[i] Раби Дов-Бер Майзельс (5558-5630 / 1798-1870, Польша) — главный раввин Кракова и Варшавы, общественный деятель, руководитель еврейской общины, член австрийского парламента, обладавший большим политическим влиянием в Галиции под властью Австрии, а затем Российской империи.

[ii] Раби Исраэль-Меир бар Арье-Зеев Акоэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Украина, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения. Автор трудов по совершенству речи — кодекса «Хафец Хаим» и книги по еврейской этике «Шмират а-Лашон».

[iii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше